Выставка Модильяни в хельсинкском музее Атенеуме

  

Выставка Модильяни в хельсинкском музее Атенеуме хороша. Знаменитые работы знаменитого художника показаны со вкусом, с толком и расстановкой. А ведь о Модильяни, давно ставшем легендой и брендом, не так просто рассказать дельно и ново. Одна из звезд и жертв монпарнасской богемы — одержимый живописец, неукротимый женолюб и трагический герой, умерший от туберкулеза в 35 лет, не найдя забвения в алкоголе и наркотиках. Репродукции его ню украшают многие современные гостиные и холодильники. У нас все знают его карандашные портреты Ахматовой. Модильяни — лидер продаж, цены на него порой выше, чем на Пикассо. Его наследие — предмет судебных разбирательств. Достаточно сказать, что он удостоился пяти (!) каталогов–резоне. Некоторые его работы не берутся атрибутировать даже знатоки его творчества. Заезженная это, в общем, пластинка.
Выставка в Атенеуме интересна новыми наблюдениями и подробностями. Например, увлечение архаикой, которое привело Модильяни к созданию знаменитых портретов. Он был завсегдатаем залов древности в Лувре и африканского отдела в Этнографическом музее. Тогда архаика и примитив для многих были источником вдохновения. Модильяни ваял образы, навеянные древнеегипетской, древнегреческой и камбоджийской скульптурой, из глыб известняка, остававшихся после строительства парижского метро.
Выставка открывается эффектной проекцией рельефа буддийского храма. Кариатиды Модильяни для нас особенно трогательны, так как для них, оказывается, художнику позировала Ахматова. "Голова", входящая в этот цикл, считается вершиной продаж модернистской скульптуры. Бедный Модильяни, с рвением искоренявший в себе мещанина, этого ли он искал в творчестве?
Не менее интересно рассказано о дружбе художника с Леопольдом Сюрважем — художником со скандинавскими корнями, выросшим в России и служившим в армии в Лаппенранте. "Портрет Сюрважа" — гордость Атенеума, музей купил его еще в начале 1960–х. Сюрваж — ингерманландский сюжет в истории Модильяни, — роднит нас с парижской сценой.
Модильяни в Атенеуме — редкая, небанальная выставка о печально известном художнике, вызвавшем на бой буржуазию и павшем жертвой арт–рынка.