Анастасия Жигач news@dp.ru Все статьи автора
24 октября 2016, 23:36 148

Сеть, которая изменила все

Самой популярной соцсети России "ВКонтакте" исполнилось 10 лет. Проект Павла Дурова оказал сильное влияние на жизни большинства пользователей и на бизнес–среду.

Октябрь 2006 года. Студент филологического факультета СПбГУ Павел Дуров с друзьями запускает в Интернете первую версию сайта "ВКонтакте". Всего через 5 лет он станет миллиардером: его состояние будет оцениваться в 7,9 млрд рублей. Спустя еще 5 лет его детище войдет в пятерку самых посещаемых сайтов мира (по версии SimilarWeb): соцсетью станет активно пользоваться не менее 90 млн человек в месяц.

Несмотря на то что Павел Дуров покинул компанию в 2014 году, продав пакет акций Mail.Ru Group, дело его живет и социальная сеть по–прежнему пользуется высокой популярностью, так или иначе влияя на судьбы тех, кто ею пользуется.

Новые возможности

"Социальная сеть создала много новых рынков — рынок игровых приложений, рынок таргетологов и дизайнеров вики–разметок, рынок рекламы в популярных сообществах. Лично мне она дала интересное дело, возможность развиваться и быть востребованной. Из журналиста, автора заметок про бизнес, я стала экспертом по продвижению в социальных сетях, стала предпринимателем", — говорит Эльнара Петрова, генеральный директор коммуникационного агентства NextMedia.

Ранее, будучи журналистом "ДП", именно она была первой, кто написал в бизнес–издании о стартапе Дурова.

"Реклама "ВК" дает нам 80% клиентов. Это колоссальная рекламная площадка. Именно там мы набираем людей на бесплатные семинары. Если бы "ВК" закрыли, школа оказалась бы в плачевной ситуации", — честно признается Андрей Гуляев, основатель и руководитель школы английского языка Don’t Speak.

Доступ на рынок

"В связи с появлением соцсети компании стали ближе к своим клиентам, процесс общения стал более неформальным — полностью изменился маркетинг", — уточняет совладелец сети кафе "Бюро" Петр Лобанов.

"Социальная сеть "ВК" стала драйвером для многих рынков, — рассказывает Эльнара Петрова. — Для многих начинающих предпринимателей соцсеть стала способом выйти на рынок с минимальными бюджетами. Появились бизнесы, которые существовали только благодаря социальной сети: интернет–магазины внутри групп, игровые приложения, услуги по отрисовке аватарок".

"В большей степени социальная сеть повлияла на самозанятое население: от дистрибуции товаров из Китая до оказания услуг на дому", — резюмирует бизнесмен и инвестор Николай Страх.

Бизнес–миграция

"ВК" не стала площадкой для крупных бизнесменов и политиков, хотя многие из них в соцсети зарегистрированы и имеют "галочки" (верификацию. — Ред.). В каталоге официальных страниц: Сергей Полонский, Владимир Довгань, Аркадий Морейнис, Михаил Ходорковский, — говорит Эльнара Петрова. — Но наиболее активны в "ВК" представители шоу–бизнеса, блогеры, фотографы, модели".

"ВКонтакте"сейчас пользуются мнжество крупных бизнесменов, - говорит Андрей Капитонов, совладелец компании Streetwins. - Именно здесь я наладил личное общение, например, с Александром Левитасом, Дмитрием Потапенко  - сначало лично, а теперь и через "ВК". Через "ВК" я общаюсь с Борисом Дьяконовым, вице-президентом банка "Открытие", Михаилом Голубевым, владельцем "СЗСК" и многими другими.

Практически все ключевые фигуры городского бизнеса можно найти и "ВКонтакте", и в Facebook: в разных соцсетях они решают разные задачи, объясняют специалисты. Среди немалого количества пользователей существует неформальное разделение: Facebook — для работы, "ВКонтакте" — для личного общения. Поэтому о массовой миграции с одного портала на другой говорить не стоит: этот процесс, ранее набиравший обороты, остановился, ситуация стабилизировалась.

Активную конкуренцию соцсетям в последние годы составляют мессенджеры — программы для общения (iMessage, WhatsApp, Telegram, Viber). Самый популярный из них — WhatsApp, количество пользователей этой программы в мире превысило 1 млрд человек, в России этот мессенджер (к слову, принадлежащий Facebook) занимает второе место по популярности, им пользуются около 50 млн человек. Лидерство держит Viber — с аудиторией около 60 млн человек (почти 60% обладателей смартфонов).

Уведут ли мессенджеры аудиторию соцсетей — дискуссионный вопрос. Пока все пользуются всем.

Впрочем, соцсети тоже ищут новые форматы развития, чтобы поддерживать интерес пользователей. Так, "ВК" с недавних пор периодически выходит в офлайн, раз в год организуя в Петербурге "Фестиваль ВКонтакте" (в 2016 году успешно прошел второй по счету).

Ничего личного

"ВК" ознаменовала новую эру доступности информации, заставила бизнесменов заниматься личным брендингом и дала в руки универсальный инструмент для коммерции, полностью перевернула подход к деловым и личным знакомствам (официальной статистики нет, но известно, что немало семей начались со знакомства в "ВК"), породила новые профессии и навсегда смешала личное и профессиональное.

Работодатели стали активно изучать личные страницы соискателей, а также применять санкции в отношении действующих сотрудников, если в соцсети появляются сомнительного характера фотографии с участием подчиненных.

"Пропали границы, у людей фактически нет личной жизни: все стало публичным. Скорость общения стала значительно быстрее: ты можешь не видеться с другом год, но знаешь, что у него происходит. Но теперь нет личного пространства", — говорит Елена Силинская, директор по развитию Idealmachine.

"Жизнь людей с появлением социальных сетей сильно изменилась, — констатирует Андрей Гуляев. — Психологическое влияние социальных сетей — отдельная тема для серьезного исследования. Многие научились жить ради постов, успех измеряют лайками, ведут "жизнь напоказ", стараются жить так, чтобы "было что написать на стеночку". Еще один феномен — соцсети породили целую армию блогеров.

Прогноз

Если раньше сеть была средством поиска своих одногруппников и одноклассников, то сейчас "ВК" будет поглощать разные сферы жизни, как "Яндекс", считает Андрей Гуляев: "Возможно, скоро появятся погода, новости, метро, пробки от "ВК". Интернет–магазин "ВК" — реалия ближайшего года".

"У "ВК" достаточно большая доля аудитории, которая ею регулярно пользуется. Важно, как сеть сможет интегрировать в себя различные бизнес–инструменты. Например, сейчас появилась возможность проведения платежей, работа с легальным видео– и аудиоконтентом. Если сети удастся это монетизировать, она будет еще долго держаться в лидерах рынка", — убежден Николай Страх. "Недавно компания запустила сервис денежных переводов от пользователя к пользователю, — подтверждает представитель Cards Mobile Ксения Рабинович. — Социальная сеть следует примеру сервисов WeChat и Line и обязательно попытается повторить их успех". "Перспективы у данной социальной сети самые хорошие, поскольку их аудитория не уходит, а растет, — резюмирует Андрей Корхов, генеральный директор компании "Анетика". — Но они уже достигли своего потолка, взрывного роста у не будет". "Я думаю, "ВК" еще лет пятнадцать точно будет видным игроком на рынке", — прогнозирует генеральный директор Kudago Александр Прокофьев.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама