11:1518 октября 201611:15
309просмотров
11:1518 октября 2016
Постановление правительства РФ № 967, касающееся таможенного оформления грузов, наверное, немало позабавило бы зарубежных конкурентов российских портов, если бы этот документ перевели на иностранный язык. Судите сами: на правительственном уровне официально объявлено о реализации в таможенном оформлении грузов механизма единого окна, но с предварительным информированием таможни о прибывающих в страну грузах. Кто бы рассказал авторам постановления, что "единое окно" и "предварительное информирование" — две несовместимые вещи. Их соединение — бессмыслица примерно такая же, как "электронно–бумажная таможня".
При наличии единого окна вся информация подается в него один (!) раз и заблаговременно. Предварительного информирования с последующим государственным контролем бумажных документов, как это сейчас происходит, не потребуется. Кто бы еще пояснил разработчикам постановления, что механизм единого окна предполагает наличие только одной информационной системы в порту — единого пропускного канала, куда перевозчик подает информацию. Ничего подобного в российских портах сейчас нет. Перевозчики подают отдельно одну и ту же информацию в четыре (!) системы: в две системы Минтранса (АМП и "Модуль") и в две — Федеральной таможенной службы ("Морской порт" и Fill Bill).
Причем Федеральная таможенная служба придумала загружать информацию в Fill Bill за деньги через посредника. Например, 10 евро — за оформление и передачу одного пакета предварительной информации, 30 евро — за таможенное декларирование товаров, помещаемых под процедуру таможенного транзита. Почему никто не расскажет премьеру Дмитрию Медведеву, что в соседней Финляндии единое окно PortNet для участников внешнеэкономической деятельности 16–й год работает бесплатно?
Постановление правительства 739–р "О плане мероприятий по улучшению транспортной ситуации в морских портах" предусматривало отмену анахроничной практики комиссионного оформления прибытия судов в российские порты. Комиссионное оформление — это когда суда по прибытии не начинают разгружаться немедленно, а ждут, когда на борт приедет комиссия из чиновников, которые с глубокомысленным видом перелистают документы и поставят штампы с разрешением разгружать судно.
Мониторинг показал, что пограничники обрабатывают документы за 20 минут. Таможне же требуется 2,5–3 часа. При этом комиссия посещает прибывающие и убывающие суда по очереди — судов и бумаг много, и проверяющие работают на износ.
Такая практика характерна только для портов России и Нигерии. В 2015 году чиновники успешно отчитались перед Дмитрием Медведевым о том, что транспортная ситуация в морских портах улучшилась. Это еще раз подтвердил представитель погранслужбы ФСБ 22 сентября этого года. И вот с изумлением читаем в Постановлении № 967: "Время осуществления государственного контроля морского судна — не более 3 часов". Административная волокита утверждена теперь нормативно. У Нигерии появился шанс уйти от российских портов в отрыв. У нас, похоже, уже шансов нет.
Автор - генеральный директор ЗАО "Русский логистический провайдер"