Глава Росавтодора Роман Старовойт заявил, что дороговизна российских дорог – это миф. Глава ассоциации «Дормост» Кирилл Иванов в «Блогах ДП» рассказывает, как государство вело кампанию по снижению цен на дороги и почему оно сейчас ее прекратило.
Представления о том, что дороги в России дорогие, — это миф, сказал в интервью газете «Ведомости» глава Росавтодора Роман Старовойт.
По его словам, средняя стоимость километра однополосной дороги в России — 59 млн рублей, что дешевле, чем в США или Германии, хотя и дороже, чем в Китае или Польше.
Старовойт также отметил, что в разных странах цена дороги высчитывается по-разному.
Так, в России 30% от стоимости работ могут занимать затраты на выкуп земель, снос
строений и компенсации собственникам, а в некоторых странах эти расходы в цену дороги
не входят.
Я согласен с этим утверждением: то, что дороги у нас слишком дорогие, — это миф.
У нас была целая государственная кампания по снижению стоимости дорожного строительства. И ее никто пока не отменял. Но мы уже «загнались» в этой кампании. Когда-то у участников рынка маржинальность была на уровне 15%. Теперь, вследствие этой кампании, маржинальность у нас — 1%, если не ноль.
Дальше уже некуда. Поэтому чиновники и заговорили иначе. Снижать некуда, мы и так уже потеряли множество подрядчиков. Дискуссию нужно разворачивать в обратную сторону.
Как шла эта кампания по снижению расходов? Приведу один пример. Дмитрий Медведев в бытность свою президентом был в Сочи и спросил, почему местная дорога в 8 раз дороже, чем дорога в Усть-Лугу. Президенту давали такие данные — без уточнения, чем отличается горная дорога с тоннелями и эстакадами от трассы в чистом поле. Это все равно что сравнивать цену iPhone и цену Nokia 3590.
Другой пример. Во время строительства ЗСД посчитали стоимость строительства объектов-аналогов. В Германии аналогичные объекты стоили в 8 раз дороже, чем у нас, в США — в десять, в Италии — в одиннадцать.
Практика показывает, что объект стоит столько, сколько он стоит. Стадион, к примеру, стоит 38 млрд. Конечно, какой-нибудь подрядчик может сказать, что он построит за 13 млрд. Но это лукавство. И строить в итоге все равно будут за 38 млрд — как оно и получилось.
Говорить же всерьез про коррупцию тут уже неуместно. В дорожной сфере на трех работающих — два проверяющих: счетная палата, общественная палата и много кто еще. Как говорит наш президент, «где посадки?». Раньше было немало нарушений, связанных, например, с махинациями по выкупу земель. С этой проблемой справились, в том числе с помощью спецслужб. Были бы новые нарушения — о них было бы известно.
Больше мнений и историй от экспертов и предпринимателей: blog.dp.ru.