Иностранные интернет-торговцы, которых в России пытаются обложить налогами и таможенными сборами, стимулируют развитие внутреннего рынка электронной коммерции, уверяют исследователи.
Национальная ассоциация дистанционной торговли (НАДТ) выпустила исследование российского рынка электронной коммерции, из которого следуют, казалось бы, парадоксальные выводы. На рынке растет доля импорта (см. "Объем интернет-покупок россиян"), но это не только не препятствие, а, напротив, драйвер роста отечественной онлайн–торговли. А попытки государства повысить таможенные сборы или ввести НДС остановят это развитие.
Объяснение простое и интересное. Подавляющее большинство новых покупателей в интернет–торговле РФ привлекаются через зарубежные торговые площадки — 86% россиян делают первую покупку в зарубежном магазине. Но позже аудитория переключается на услуги российских ретейлеров. Так, суммарный переток покупателей из зарубежных интернет–магазинов в российские за 4 года — 90%.
Иностранные ретейлеры также помогают российским коллегам экономить на вовлечении клиентов. В НАДТ среднюю стоимость вовлечения клиента в РФ оценили в $12. В 2015 году кросс–бордер (то есть трансграничная торговля, в нашем случае — импорт) привлек в интернет–торговлю РФ более 12 млн новых покупателей, инвестировав, таким образом, в российский рынок $144 млн.
Через пороги
Последние несколько лет власти и представители бизнеса России предлагают различные механизмы регулирования работы иностранных онлайн–ретейлеров. Уже 3 года правительство грозится снизить порог стоимости, выше которого заграничные покупки облагаются пошлиной. Сначала речь шла о 150 евро. В ноябре 2015 года Федеральная таможенная служба (ФТС) предложила взимать еще и 10–15 евро за зарубежные интернет–посылки стоимостью 22–150 евро. Пока же беспошлинный порог достаточно высок — 1 тыс. евро.
В июле 2016–го уже Федеральная налоговая служба (ФНС) объявила, что совместно с профильными министерствами готовит предложения для введения НДС для иностранных интернет–магазинов. Эта идея также обсуждалась на заседаниях рабочей группы под руководством советника президента по проблемам Интернета Германа Клименко и президента Ассоциации компаний интернет–торговли (АКИТ) Алексея Федорова.
Встреча ретейлеров, представителей ФАС и ФНС состоялась 10 августа, рассказал председатель НАДТ Александр Иванов. По его словам, предложение ввести НДС–регистрацию для иностранных торговцев в очередной раз обсуждалось, однако никаких решений принять не смогли. В АКИТ сообщили, что заседание группы, под руководством Клименко, состоится только 16 августа, "представители НАДТ на него приглашены не будут, поскольку не представляют интересы ретейлеров".
Механизмы защиты
Специалисты НАДТ утверждают, что введение в России ограничений против иностранных торговцев откатит рынок электронной коммерции РФ к минимуму за последние 5 лет, приведет к росту цен, уходу с рынка крупных зарубежных игроков и в конечном счете отобьет желание аудитории покупать в онлайн–магазинах. В НАДТ рекомендуют сконцентрироваться на развитии производства внутри страны, а также ввести режим таможенных складов, где хранились бы в больших объемах импортные товары.
За ограничительные меры последовательно и настойчиво выступает другая ассоциация — АКИТ. Получить от нее комментарий не удалось. Как объясняет Александр Иванов из НАДТ, главное действующее лицо в АКИТ — компания "М.видео", которую к онлайн–ретейлерам можно отнести весьма условно: большая часть интернет–заказов забирается клиентами в магазинах сети.
В "М.видео" говорят, что выступают за равные конкурентные условия для иностранцев и "наших": "По факту, сейчас в результате разных принципов регулирования для российской онлайн– торговли себестоимость товаров до 30% выше, чем для зарубежных. Введение института НДС–регистрации для зарубежных компаний с определенным уровнем оборота позволит уравнять позиции российских и иностранных компаний". Ежегодно российская экономика недополучает порядка 60 млрд рублей, подчеркивает ретейлер.
В "М.видео" добавляют, что механизмы защиты внутреннего рынка есть в большинстве развитых стран, а в России так вообще сейчас "самый высокий в мире лимит беспошлинного ввоза товаров".
А вот один из крупнейших интернет–магазинов Ozon уже не так категоричен. Там отмечают, что российский рынок "еще очень скромный" в плане объемов: доля онлайна в торговле развитых стран — больше 10%, а у нас — около 3,5%.
"Иностранные интернет–магазины помогают развивать в целом онлайн–покупки в нашей стране", — признают в Ozon. Но в то же время там высказываются за пресловутые равные условия: "Если зарубежные коллеги не платят НДС, может, и нам его не платить".
В "Ситилинке" считают: "наиболее эффективным механизмом регулирования рынка является саморегулирование". Там сомневаются, что излишние ограничения повысят эффективность использования интернет–канала в торговле. Но и бросаться на амбразуру в знак протеста не собираются: "С одной стороны, это введение ограничений противоречит интересам потребителя, а с другой стороны, доля кросс–бордера незначительна в общем объеме заказов интернет–магазинов в РФ".
Согласно исследованию НАДТ, приоритеты клиентов, выбирающих российские интернет–магазины, — удобство заказа и быстрая доставка, а зарубежные площадки привлекают низкой ценой и большим ассортиментом товаров.
Наиболее активными покупателями зарубежных интернет–магазинов являются жители не самых богатых и не самых доступных регионов России.
Неразвитая логистика, вероятно, мешает российским игрокам больше, чем работа иностранных конкурентов.
“
Идет борьба офлайн–торговцев против онлайновых, попытка загнать покупателей назад в стационарные магазины. К ограничениям кросс–борда (продажи иностранных интернет–магазинов в Россию. — Ред.) призывают крупнейшие ретейлеры, например "М.видео", у которых доля посылочной торговли или покупок с доставкой не превышает 1%. Для тех, у кого этот показатель выше, например Ozon.ru, присутствие трансграничной торговли выгодно, поскольку зарубежные площадки приводят новых покупателей. При этом даже офлайнеры признают позитивное влияние кросс–борда — он приучил клиентов платить картой, предоплачивать товары. Сторонники ограничения кросс–борда не видят его главных преимуществ: развитие логистики и рекрутинг новых клиентов. Не видят, потому что не заинтересованы: традиционный ретейл ориентирован на собственные точки продажи, преимущественно в крупных городах, где уже есть логистика и где возможен рост клиентской базы.
Александр Иванов
глава Национальной ассоциации дистанционной торговли (НАДТ)