Пушкинский и Петродворцовый район из-за быстрой жилищной застройки столкнулись с дефицитом магазинов. Зато Пулковское шоссе из кладбища гипермаркетов превращается в рай для них.
Обеспеченность качественной торговой недвижимостью жителей Пушкинского района представляет собой рекордно низкую цифру — 54 м2 на 1 тысячу человек, а жителей самого Пушкина 93 м2, хотя это второй по численности населения среди туристических городов в составе Петербурга, говорят эксперты из Colliers International. Немногим лучше положение и другого туристического района — Петродворцового, где обеспеченность торговыми площадями не превышает 103 м2 на 1 тысячу человек. В целом Петербург занимает второе место по обеспеченности населения торговой недвижимостью среди городов-миллионников — 515 м2 на 1 тысячу человек.
Причина в том, что развитие качественной торговой недвижимости заметно отстает от жилищной застройки, считают эксперты. "Особенно это заметно в Пушкинском районе, где в последние годы началось активное строительство жилья экономкласса", — говорит представитель Colliers International. По его данным, чтобы закрыть дефицит, нужно утроение объема качественных площадей.
Первые этажи нарасхват
Пригороды Петербурга действительно активно застраиваются жилой недвижимостью, и мы видим, что они недоинвестированы с точки зрения торговых площадей, отмечают в сети "О’Кей". В условиях недостатка оффлайновый торговых площадей все больше покупателей готовы совершать покупки в Интернете, отмечают в торговой сети. "В Ленинградской области торговая инфраструктура представлена небольшими объектами районного масштаба, а действительно крупных торговых комплексов очень мало", — комментирует Роман Семенов, руководитель управления развития и недвижимости компании "Техносила".
Покупательская способность жителей пригорода интересна для ретейлеров. Так, в сети SELA, которая магазины в указанных районах открыла еще в начале 2000-х годов, отмечают, что результаты работы этих магазинов положительные: "Мы ими довольны, несмотря на кризис, удается найти общий язык с арендодателями по коммерческим условиям".
Строители жилья отмечают очень высокий спрос на коммерческую недвижимость в составе ЖК. "Мы продали все помещения (около 700 м2) на первых этажах ЖК "Александровский", в котором сейчас идет заселение, под коммерческие объекты, в них появятся продуктовые магазины, аптеки и другие объекты бытовой инфраструктуры", — говорит Николай Седов, руководитель отдела продаж ЖК "Александровский".
Дарья Баранова, директор коммерческого отдела О2 Development, говорит, что за год было продано 80% площадей под магазины в жилых комплексах в Пушкине. В ЖК "Самое сердце" сейчас продано 90% помещений (5397,52 м2), которые уже занимают продуктовые операторы, алкомаркеты, рестораны и образовательные заведения.
Нужны гарантии
Основная причина возникшего дефицита — стремление девелоперов получить стабильный поток покупателей, кроме того, влияет и статус Пушкина как туристического города. "Такие районы действительно становятся привлекательными для инвесторов, однако есть сложности, связанные с возможными ограничениями по застройке для пригородных туристических районов, обладающих культурно-исторической ценностью", — говорит Алёна Мариничева, директор департамента рекламы и маркетинга УК "Адамант" (крупнейший владелец и оператор торговых комплексов Петербурга).
Вакантные места под торговые комплексы пока есть, но до заселения жилых комплексов строить их никто не торопится, так как нужны большие покупательские потоки, говорит один из застройщиков в Пушкине.
Кроме того, застройщики стараются подстраховаться и размещают комплексы в местах с дополнительным потоком, например на выезде из города, в транспортных узлах. Такое решение дает стабильность потока, объясняет Алена Мариничева, — это не только жители пригородов, но и ближайшего окружения. Например, более 20% посетителей ТРК "Балкания NOVA" возле станции метро и железнодорожной станции Купчино — жители Пушкинского района.
Дождались праздника
Дефицит торговли в некоторых районах активной жилой застройки сыграл на руку соседним действующим комплексам. Например, Пулковское шоссе, которое на протяжении нескольких лет называли кладбищем гипермаркетов, сейчас ощутило приток жителей из Пушкинского района. "Для жителей Пушкина уже привычным стало посещать для шопинга и развлечений ТРК "ЛЕТО", расположенный на Пулковском шоссе по соседству", — говорят в Colliers. "Из-за дефицита многие жители Пушкина предпочитают ездить за покупками в магазины, расположенные на Пулковском шоссе", — соглашается Николай Седов.