Новые лошадиные силы

Петербургские автозаводы перекраивают планы и налаживают выпуск новых моделей.

Вянваре–апреле 2016 года с конвейеров петербургских заводов Hyundai, Nissan и Toyota сошли 79,8 тыс. автомобилей, что на 21% меньше показателя за аналогичный период прошлого года, свидетельствуют данные агентства "Auto–Dealer–СПб".
На динамику производства перестают влиять показатели завода GM, который свернул деятельность во II квартале прошлого года. "Завод GM был закрыт больше по политическим, а не экономическим причинам. Плюс следует признать, что концерн провалился на российском рынке, не предложив качественной модели–бестселлера, которую можно было бы производить на мощностях в Петербурге. На данный момент из действующих петербургских заводов никто не претендует на закрытие", — говорит Михаил Чаплыгин, генеральный директор "Auto–Dealer–СПб".

Ставка на бестселлеры

Петербургский автопром сможет показать положительную динамику уже в 2016 году благодаря запуску производства популярных моделей.
Так, в августе на заводе Toyota стартует производство второй модели — кроссовера Toyota RAV4. В настоящее время он является бестселлером японской марки в России, обгоняя по продажам Toyota Camry, которая выпускается на петербургском заводе с открытия в 2007 году.
Под новую модель к концу 2015 года завод увеличил проектную производственную мощность в 2 раза, с 50 до 100 тыс. автомобилей в год. С наращиванием объемов производства здесь планируется создать около 800 новых рабочих мест. Инвестиции в проект к настоящему моменту составили 7,1 млрд рублей.
"Мы верим в потенциал российского рынка в средне– и долгосрочной перспективе, а также в востребованность модели Toyota RAV4, — заявили на заводе "Тойота Мотор". — Что касается объема производства в 2016 году, он будет зависеть от развития рыночной ситуации и потребительского спроса".
Производитель Nissan наладил выпуск своего бестселлера Qashqai в Петербурге в 2015 году. По словам директора по связям с общественностью Nissan в России Романа Скольского, за счет перевода на российские мощности кроссовера Nissan Qashqai и благодаря успеху на рынке Nissan X–Trail производство нового поколения которого началось в конце 2014 г., заводу удалось удержать объем производства 2015 года на уровне предыдущего года. Всего в 2015 году на заводе Nissan было произведено 33,8 тыс. автомобилей, что на 2 тыс. единиц больше, чем годом ранее.
"Основой продуктовой линейки Nissan в России являются кроссоверы и внедорожники, на них делается и ставка в будущем. Основные модели — Qashqai, X–Trail и Pathfinder — производятся как раз на заводе в Петербурге. В самое ближайшее время на конвейер завода в Северной столице встанет новое поколение флагмана кроссоверов Nissan Murano", — отмечает Роман Скольский.

Гонка кроссоверов

В августе 2016 года на заводе Hyundai, где уже производятся самые популярные иномарки в России (Hyundai Solaris и Kia Rio), начнется серийное производство новой модели кроссовера Hyundai Creta. Для этого производитель инвестировал $100 млн в установку оборудования и ведет обучение персонала. "Несмотря на сложную экономическую ситуацию, наш завод работает в три смены 5 дней в неделю, на полную производственную мощность. В этом году мы планируем выпустить 200 тыс. автомобилей", — рассказывает Мария Мальцева, начальник отдела связей с общественностью ООО "Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус". По итогам 2015 года завод выпустил 229,5 тыс. автомобилей, что составляет 74% от общего объема производства автомобилей в СПб.
Петербургские заводы неспроста сосредоточились на развитии производства городских кроссоверов.
"В Петербурге по итогам 2015 года на кроссоверы и внедорожники приходится 38% от общего объема реализованных автомобилей. Выбираются модели, которые позволяют дополнительно загрузить автозаводы от 10% до 30% в нынешнее время. При росте рынка новые модели могут занять до 40% мощностей", — считает Михаил Чаплыгин. По его словам, каждая из трех новых моделей на заводах в Петербурге (Nissan Qashqai, Hyundai Creta и Toyota RAV4) способна добавить к производству минимум 20 тыс. автомобилей в год.

Работа на экспорт

При этом у заводов остаются резервные мощности, которые могут быть задействованы для производства на экспорт. "Здесь рассматриваются не только страны ближнего зарубежья, но и дальнего. Hyundai уже поставляет продукцию на рынки Ливана и Египта, Nissan также изучает возможность экспортировать автомобили в страны Европы. Думаю, что в этом направлении при нынешнем слабом рубле стоит ожидать новых прорывов, в том числе и в экспорте комплектующих", — ожидает Михаил Чаплыгин.
По словам Марии Мальцевой, автопром очень зависит от общей экономической ситуации в стране, эффективности организации производства и поддержки со стороны правительства.
"Планы на сегодняшний момент комментировать очень сложно. Производство всегда идет за продажами, поэтому и его объемы будут корректироваться в четком соответствии с запросами рынка", — говорит Роман Скольский.
Лучший показатель производства, который был зафиксирован для трех действующих петербургских заводов (без учета GM), приходится на 2013 год, когда они выпустили чуть более 310 тыс. автомобилей. "В этом году такой объем не будет достигнут, а вот по итогам 2017 года даже при нынешней динамике спроса он вполне может быть превышен", — прогнозирует Михаил Чаплыгин.