Историк Лев Лурье о том, почему крымскому большинству все меньше нравится Путин

Автор фото: wikipedia.org

Так называемому крымскому большинству все меньше нравится Владимир Путин. И все потому что он недостаточный сталинист. Историк Лев Лурье объясняет, почему россияне любят грозного царя

Как мы узнали из телепередачи канала "Россия", Алексей Навальный — агент ЦРУ по кличке Freedom. В 2006 году он был завербован Уильямом Браудером для участия в операции "Дрожь". Сама операция была начата в 1986–м, развалила СССР, но не закончилась и в конце концов должна уничтожить Россию.
Доказательная база при нашем правосудии не очень и нужна, поэтому все комические нестыковки и нелепости расследования российского телевидения не имеют значения. Захотят посадить — посадят, это точно. Интересно, зачем это понадобилось и почему именно сейчас.
Молчаливое, так называемое крымское большинство российских граждан все более недовольно властью. И не приговором Савченко или продолжающимися арестами по "болотному делу". И даже не кризис главная причина нарастающего негодования. Главным раздражителем неотвратимо становится отсутствие справедливости.
Дмитрий Песков, характеризуя вопросы, поступившие на прямую линию к президенту, говорил: "Традиционно это вопросы социально–экономического характера, связанные с социально–экономическим обеспечением, льготами. Огромное количество вопросов по–прежнему по ЖКХ — это, конечно, бич, к сожалению". Опрос "Левада–центра" показывает: о ЖКХ беспокоятся 11% респондентов. А вот 12% хотят узнать у президента о воровстве чиновников, Сердюкове и Васильевой, "деньгах "Газпрома" — каждому россиянину", "произволе олигархов", о том, "когда перестанете ставить у власти своих дружков", "когда начнут думать о простом народе".
Люди видят: все определяет не закон, а, как выразился в своих воспоминаниях о брежневском времени Владимир Путин, "волосатая лапа". Все многочисленные посулы и обещания начальства не работают. Кому–то приходится экономить на еде и одежде, а кто–то покупает новую яхту и определяет сыночка работать заместителем министра. И бесплатное здравоохранение, и бесплатное образование — для одних элитные, для других — очереди в поликлиники и микрорайонные школы. И пусть слушатели "Эха Москвы" честят Путина за то, что его режим похож на сталинский, все опросы показывают: Сталин у народа по–прежнему в чести. А Путин (как и Брежнев когда–то) народу нравится все меньше потому, что он недостаточный сталинист.
Народный идеал, как и века назад, — грозный и справедливый царь. Злодейства Ивана IV, Петра Великого, Иосифа Сталина предпочитают не вспоминать. Народная модель сталинизма такова: взяточников расстреливали, все получали по труду, простой человек мог чего–то добиться в жизни, начальниками становились не дети начальников, а дети рабочих и крестьян.
Это для Иосифа Бродского ворюга милее кровопийцы. Для большинства же милее кровопийца. Он наведет порядок. Не станет раздавать сладкие куски дружкам, не даст заворовавшейся элите тратить добытые на углеводородах и откатах деньги на дворцы на Рублевке, особняки в Лондоне, праздники в Ницце.
Пока деньги лились с неба золотым дождем, ропот уравновешивался растущими возможностями большинства. Сейчас покупать лояльность стало труднее. И как бы ни замалчивали государственные СМИ разоблачения Навального, они становятся все опаснее и болезненнее. Реакция Путина неизменна: своих не сдает. Сердюков не разобрался, Ролдугин тратил офшорные миллиарды на музыкальные инструменты для одаренных детей, часы Пескова — подарок богатющей Навки. В спокойные, тучные годы такая практика сходила с рук.
Сейчас — начало припекать. Масса требует сакральных жертв. Это опасно: начнешь — не остановишься. Так уже было при Андропове — начали с "узбекского дела", хотели этим и ограничиться, но к этому времени следователи Тельман Гдлян и Николай Иванов стали популярными настолько, что подорвали власть самого Горбачева. Поэтому принцип Бенито Муссолини "Своим — всё, чужим — по закону" продолжает действовать.
И все же количество неизменно переходит в качество. И то, что царь недостаточно грозен, становится понятным все большему количеству людей. Посадят Навального — но большинство склонно требовать сажать других. Настоящих врагов народа. Жирных котов, друзей по татами, кооперативу "Озеро", резидентуре в Дрездене. Операция "Дрожь", кажется, достигает цели.