Маркетинг свободы

 

Ввоспоминаниях писательницы Клэр Голль есть рассказ о визите одного американского поклонника таланта Марка Шагала в мастерскую к художнику. Американец спрашивает о цене понравившегося холста, но сталкивается с загадочной реакцией мастера и его жены.
— Цена чего? — удивился Шагал.
— Картины.
— Ах! Я понимаю! Вы поэт, как и я. Вы поняли, что лишь ценой бессонных ночей, тягостного ожидания вдохновения…
— Я говорю о цене картины. Сколько вы просите?
— Я ничего не прошу! Любви и дружбы…
В этот момент на сцене появляется Белла… Клиент повернулся к ней, однако мог видеть Шагала в зеркале. Художник подавал жене странные знаки, растопырив пальцы.
— Это будет стоить… десять тысяч, — произносит она.
И тогда американец увидел в зеркале, как Шагал поднимает руки вверх и, сжимая кулаки, показывает два раза по десять…
Художника, как известно, обидеть может каждый. Не для житейского волненья, не для корысти, не для битв, рожденные для вдохновенья, для звуков сладких и молитв, нередко слабо ориентируются в мире чистогана и юридического крючкотворства. Между тем сегодня всякий человек, занимающийся "художественным творчеством", неизбежно обязан быть сам себе менеджером, маркетологом и специалистом по связям с общественностью. Книга "Как стать успешным художником", написанная галеристкой Хизер Дарси Бхандари и юристом Джонатаном Мельбером и выпущенная на русском языке издательством "Альпина Паблишер", представляет собой самоучитель общения творца с миром. Как предлагать свои работы галереям и привлекать к себе внимание публики и прессы, как составлять портфолио, как общаться с кураторами, как получать гранты и субсидии, как оформлять юридические документы с теми, кто представляет ваши работы, — в общем, все, что вы хотели узнать о том, как стать Микеланджело или Дэмианом Хёрстом, но боялись спросить.
Этот томик веселой оранжевой расцветки представляет собой микс полезных документов, рекомендаций, поражающих новизной и оригинальностью (ну, скажем, авторы сообщают, что если у художника нет визитки — не худо бы ее завести), и монологов арт–дилеров, кураторов, искусствоведов, коллекционеров. "Назначая цену на новое произведение, ориентируйтесь прежде всего на цены уже проданных работ. И не важно, сотрудничаете вы с галереей или занимаетесь этим самостоятельно. Разница не должна быть слишком велика. Можно сделать скидку 10% или даже 20% (в том случае, если покупатель берет сразу несколько работ). Но ни в коем случае не больше, ведь, по сути, это будет снижение цен, которое способно привести к печальным последствиям: ваши прошлые покупатели могут всерьез на вас обидеться", — говорит одна нью–йоркская галеристка. А вот предупреждение одного из самых влиятельных кураторов: "Не извиняйтесь за собственную неорганизованность. Просто будьте организованны… А еще не показывайте мне свои фотографии в стиле ню и не спрашивайте моего мнения о них (а это происходит куда чаще, чем вы можете себе представить)". Ну в каком, спрашивается, художественном вузе этому научат?
Книга написана американцами и для американцев, и поэтому там довольно много сведений, которые для отечественного читателя покажутся знанием эзотерическим — ну, скажем, как оформлять инвойс и как художнику составлять налоговую декларацию в США. Но, с другой стороны, вполне вероятно, что ваше искусство со временем покорит весь мир и вам придется, как Марку Шагалу, разъяснять нью–йоркским коллекционерам, что вам нужны от них только любовь и дружба, не правда ли?