Как в Петербурге открыть турфирму за пять шагов

Автор фото: Архив "ДП"

Турфирма "Эльф" Андрея Журавлева смогла не только пережить кризис, но и сохранить рентабельность на уровне 8–15%, оставаясь на рынке выездного туризма. Однако новичкам рынка эксперты советуют не рисковать и присмотреться к российским туристическим направлениям.

Турфирма "Эльф" работает на петербургском рынке с 1994 года. "Я оканчивал академию туризма и одновременно работал в крупной туристической фирме, — вспоминает учредитель компании Андрей Журавлев. — Защитил диплом на тему "Экономическое обоснование турфирмы", так что решение открыть свою было логичным".

Помогли десятки лет опыта

Большую часть стартового капитала (собственных накоплений) он потратил на ремонт арендованного помещения, рекламу и зарплаты сотрудников. Сейчас компания арендует офис площадью 40 м2, в нем работают пять сотрудников: менеджеры по продажам, кассир. Вне штата — бухгалтер, системный администратор и маркетолог. Кризис, безусловно, незамеченным не прошел: для этой сферы отраслевые проблемы перетекли в общеэкономические, пришлось пережить двойной удар. Сейчас оборот компании — примерно 1,5–2 млн рублей в месяц, в сытые годы он держался на уровне 10–12 млн рублей. "В кризисы просто приходится больше работать, но фатальным ни один из них для нас не стал. В принципе главная сложность такого бизнеса — огромная скорость изменения конъюнктуры", — заключает собственник. Рентабельность невысока — от 8 до 14%, но и это в текущих условиях можно считать достижением. Андрей Журавлев рассказывает, что компания держится на плаву за счет постоянных клиентов: за 22 года их удалось накопить немало. Средняя стоимость путевки (с перелетом и проживанием) стоит в компании 70 тыс. рублей. Изменились и направления поездок, но доступных для россиян стран даже после "исчезновения" Турции и Египта все еще немало.

Внутренний расчет

В 2016 году эксперты ждут подъема рынка въездного туризма, а о выездном говорить опасаются. Но отмечают, что более радужные планы могут строить те, кто имеет узкую специализацию: экстремальный туризм, редкие направления. Таким компаниям проще найти постоянных клиентов — любителей лыж, горных походов или какой–то конкретной страны. Леонид Зубарев, гендиректор компании "Клуб путешественников "Ветер свободы", уверен, что даже сейчас, если есть желание и идея, начинать такой бизнес можно и нужно. Но новичкам лучше делать ставку на внутренний рынок. "Времена не выбирают, — рассуждает он. — Но не нужно быть пророком, чтобы предсказать, что в ближайшие годы будет развиваться внутренний туризм: число поисковых запросов, связанных с внутренним туризмом, за год выросло вдвое".
Тамара Касьянова, первый вице–президент Российского клуба финансовых директоров, рассказывает, что начальные затраты в этом бизнесе — до 500 тыс. рублей: аренда офиса, сайт, подключение к базам. Но рекламные расходы должны быть существенными. "Шанс развить турфирму небольшой, но увеличится, если вложить значительные средства, в том числе в рекламу, — уверена Тамара Касьянова. — Поможет и хороший креативный директор, который предложит идеи бюджетного отдыха, в том числе локального. Для этого нужны контакты в регионах России или способность быстро их выстроить. Время готовых туров в Египет, Турцию и Европу кончилось, наступило время экономии и оригинальных идей".