Yahoo! распродает себя

Первопроходец интернет-индустрии корпорация Yahoo!, которая в свое время была способна поглотить Google, Facebook и Youtube, объявила о продаже своих основных активов. Решению предшествовал трехлетний спад и безуспешные попытки руководства сохранить былое величие на фоне ожесточенной конкуренции.

Интернет-компания Yahoo! объявила о начале аукционной распродажи своего онлайн-бизнеса. Речь идет о медийных проектах корпорации, в частности, таких как поисковик Yahoo, почтовый сервис Yahoo Mail, новостной агрегатор Yahoo News, а также фото-сервис Flickr и блог-платформа Tumblr, суммарный объем аудитории которых оценивается в 200 млн пользователей.
Спустя два месяца после начала переговоров с акционерами Yahoo! официально запустила процесс продажи своего основных активов, уступив давлению инвесторов во главе с хедж-фондом Starboard Value — они настаивали на продаже интернет-бизнеса из-за падения стоимости акций компании, продолжающегося три года, и потери доли на рынке.
Ничего не стоит
Рынок сразу воспринял решение как показатель того, что Yahoo! сохранит существующую структуру холдинга и пойдет по пути распродажи активов, а не разделения бизнеса на разные компании. В результате котировки Yahoo! на бирже выросли на 2,3%, капитализация по состоянию на закрытие торгов 19 февраля оценивалась в $29 млрд. Для сравнения, год назад она составляла $42 млрд.
При этом стоит учитывать, что основную долю в капитализации корпорации составляют азиатские активы, ключевым из которых является 15% акций в китайской Alibaba. Ее капитализация на рынке оценивается в $171,3 млрд, соответственно, доля в капитале Yahoo! составляет $26 млрд. Остаток из $29 млрд рыночной капитализации после вычета доли Alibaba приходится на второй крупнейший актив в этом регионе — Yahoo Japan и наличные средства компании.
Таким образом, рыночная оценка интернет-бизнеса корпорации со штатом в 11 тыс. сотрудников фактически равняется нулю. Тем не менее, в октябре 2015 года аналитик компании Cantor Fitzgerald Юзеф Скуалли оценивал основной бизнес Yahoo! в $3,9 млрд, однако падение стоимости акций на фоне провального отчета за 2015 год перечеркивает прежние подсчеты. Официально стоимость интернет-бизнеса компании не озвучивалась.
Продать и спасти
В минувшую пятницу Yahoo! в своем официальном релизе сообщила, что сформировала внутри совета директоров антикризисный комитет, который займется изучением вариантов стратегического развития компании. Он будет рассматривать предложения о покупке как всего интернет-бизнеса Yahoo!, так и его частей.
В комитет вошли представители инвестбанков Goldman Sachs, J.P. Morgan и PJT Partners Inc, которые помогут с поиском потенциальных покупателей, а также представители Cravath, Swaine & Moore для юридического сопровождения грядущей продажи активов. В качестве первоочередной задачи по спасению корпорации названо отделение активов Alibaba от основных активов в структуре Yahoo!
"Отделение бизнеса Alibaba — необходимое условие для получения максимальной выгоды нашими акционерами. В дополнение к этой процедуре могут быть предприняты другие меры, которые помогут разделению и укреплению бизнеса нашей компании!, — заявила генеральный директор Yahoo! Марисса Майер.
В начале 2015 года Yahoo! отказалась от планов выделить в абсолютно независимую компанию свою долю в Alibaba Group Holding. Новая компания, основанная на доле в китайском конгломерате, должна была получить название Aabaco. Это позволило бы Yahoo! значительно снизить налоговое бремя. Однако Внутренняя налоговая служба США заявила, что Yahoo в любом случае придется заплатить крупный налог, в итоге совет директоров отклонил эту сделку.
Тогда и появилась идея преобразовать в отдельный бизнес уже медийные активы Yahoo!, основным источником дохода которого является интернет-реклама. Новая структура должна была получить название Sunnyvale. Спустя год решение все же было принято, чему предшествовали трехлетние попытки гендиректора Yahoo! Мариссы Майер повысить выручку за счет наращивания аудитории мобильных приложений.
Еще одной мерой по спасению корпорации инвесторами названа смена руководства Yahoo!. Основатель хедж-фонда Starboard Джеффри Смит в своем обращении 19 февраля призвал к смене совета директоров корпорации. Выдвижение кандидатов пройдет с 25 февраля по 26 марта, годовое собрание акционеров должно состояться в мае.
До того момента продажа основного бизнеса, по замыслу инвесторов, поможет Yahoo! сократить издержки и сделать корпорацию более привлекательной для потенциальных покупателей. В их числе называют IAC, News Corp, AT&T, Comcast а также фонд TPG Capital. Кроме того, в начале февраля 2016-го интернет-гигант Verizon Communications поручил главе своего дочернего подразделения AOL Тиму Армстронгу изучить возможность покупки активов Yahoo!
Минус $4,3 млрд
В начале февраля Yahoo! сообщила о финансовых результатах за последний квартал 2015 года и весь прошлый год. Убыток компании за квартал составил $4,44 млрд, тогда как годом ранее за тот же период была получена прибыль $166 млн. За 2015 год чистый убыток Yahoo! достиг $4,36 млрд против прибыли $7,5 млрд в 2014-ом.
В 2014 году в корпорации начались масштабные сокращения, каждую неделю менеджеры вызывали к себе по несколько сотрудников и увольняли их. В марте 2015 года Майер объявила о завершении серии увольнений, для того, чтобы через месяц возобновить оптимизацию штата.  В феврале 2015 года Майер призвала сфокусироваться на мобильных приложениях и анонсировала сокращение около 15% сотрудников (1,7 тысяч человек) и закрытие офисов в Дубае, Мехико, Буэнос-Айресе, Мадриде и Милане.
Для спасения позиций Yahoo! на рынке интернет-рекламы в 2015 году были сокращены непрофильные структуры и региональные медиактивы. Так, компания закрыла Yahoo! Maps, GeoPlanet и PlaceSpotter. Была приостановлена работа подразделений Yahoo Music во Франции и Канаде, Yahoo TV в Канаде и нескольких европейских странах, а также развлекательного портала Yahoo Entertainment в Сингапуре.
Несмотря на все усилия Майер, инвесторы жестко раскритиковали политику гендиректора, заявив, что она увлечена микромененджментом, не имеет четкой глобальной стратегии по развитию компании, а также беспечно тратит огромные суммы на мероприятия, не связанные с основным бизнесом.
Так, в ноябре прошлого года журнал Forbes опубликовал статью под заголовком "Последние дни Мариссы Мейер?", в которой рассказал о падении доверия к ней со стороны правления и сотрудников компании. Позже последовали разгромные публикации в The Wall Street Journal и Vanity Fair. Финальным аккордом стала серия разоблачительных интервью одного из акционеров Yahoo Эрика Джексона и его 99-страничный отчет о расходовании $3 млрд на слияния и поглощения убыточных стартапов.
Джексон также привел внушительный список бесполезных трат на вечеринки и аксессуары. Так, Майер за счет компании обеспечила каждого из 22 тыс. сотрудников личным iPhone, на что ушло около $9,3 млн, еще $2 млн гендиректор потратила на фитнес-браслеты, а на бесплатное питание ушло $450 млн. При этом Майер не скупилась на гонорары топ-менеджменту и сама в течение пяти лет получит $365 млн в качестве вознаграждения.
Надо сказать, что "Деловой Петербург" брал интервью у Мариссы Майер в 2008 году, когда она занимала пост вице-президента корпорации Google. Там она работала с 1999 года, с 25-летнего возраста. Ее переход в Yahoo! в 2012 году на рынке восприняли примерно как появление Михаэля Шумахера в команде Mercedes: была очевидна и финансовая выгода, и карьерные риски — задачи перед ней явно стояли непростые. Ко всему прочему, тогда Марисса Майер была беременна сыном, а в конце прошлого года родила еще двух девочек-близнецов — все это время она не выпускала из рук бразды правления гигантской компанией.