Старший приказал

 

Когда я читал книгу американского психолога Стэнли Милгрэма "Подчинение авторитету. Научный взгляд на власть и мораль", то вспомнил слова современного писателя Андрея Рубанова: "Самолет взлетает против ветра. Так же и человек. Желаешь набрать высоту — вставай против всего и всех. Против обстоятельств, против советчиков, против собственных страхов".
Книга эта — подробный отчет об эксперименте, который тот провел в одном из американских университетов еще в начале 1960–х. Группа испытуемых была приглашена Милгрэмом якобы для проведения исследований свойств человеческой памяти. Каждый из приглашенных "тестирует" "ученика" (на его месте сидел специально обученный актер), читая тому группы слов и прося повторить. При этом в случае неправильного ответа "ученик" якобы получал удар током. Сначала 15 вольт, потом 30, потом 45 и т. д. Цель эксперимента — выяснить, сколь далеко может зайти индивидуум, причиняя ближнему боль с санкции начальства, в какой момент человек откажется подчиняться очевидно преступным приказам. Как выяснилось, зайти тут можно довольно далеко. Многие продолжали нажимать на кнопки даже после душераздирающих воплей "ученика", его мольбы о пощаде, о том, что у него больное сердце и пр. Просто потому, что руководитель проекта говорит: "Вы должны продолжать, таковы условия эксперимента. С ним ничего не случится, все под контролем, мы изучаем человеческую память. Удары током абсолютно безопасны" и т. д. Как выяснилось, силой авторитета можно заставить человека делать практически что угодно. Нормальные взрослые, пишет Милгрэм, вдруг превратились в глупых послушных школьников, которые не знают, как без санкции педагога выйти из неприятной ситуации. (Впрочем, были и те, кто эксперимент прекращал, несмотря на все уговоры руководителя продолжить: это люди воцерковленные и те, кто детство и юность провел в Германии 1930–1940–х.)
Ничего сверхнеожиданного в итогах эксперимента нет, если вспомнить, что два наиболее значительных — архетипических — сюжета в западной культуре, которые мы все так или иначе проживаем, — это отправка Люцифера в ад и изгнание из рая Адама и Евы. Объединяет эти сюжеты одна и та же мысль — об ужасных последствиях неповиновения власти.
В самом устройстве человека, резюмирует Милгрэм, "заключается роковая ошибка природы. Из–за этой ошибки наш вид имеет в перспективе самые скромные шансы на выживание. Парадоксально, но именно такие добродетели, как верность, дисциплина и самопожертвование, создают разрушительные механизмы войн и привязывают людей к бесчеловечным системам власти". Причем, отмечает автор, не имеет значения, тирания перед нами или самая демократическая демократия, — люди в общем одинаковы и склонны безусловно подчиняться авторитетам, независимо от политического устройства общества.
Что же из этого следует? Следует жить, говорит американский исследователь и приводит в завершение книги цитату из статьи своего коллеги: "Если мы не хотим влачить совсем уж бессмысленную жизнь, мы не должны принимать что–либо противоречащее нашему базовому опыту на том лишь основании, что так велит традиция, обычай или авторитет. Мы вполне можем ошибаться, но мы будем уже не вполне мы, если примем как данность то, что расходится с нашим опытом. Вот почему условием свободы в любом государстве является широкий и последовательный скептицизм по отношению к канонам, на которых настаивает власть".