Власти готовятся к полетам — экономическим и космическим

В правительстве почувствовали драму нефтяных котировок и ищут новые способы наполнить бюджет. Может быть, решатся на срочную распродажу госактивов. Что будет дальше, в Белом доме не знает никто. Из плюсов — продолжаем готовиться лететь на Луну.

Премьер-министр Дмитрий Медведев заявил, что "драматическое движение нефтяных котировок, которое мы видим в последние недели, особенно в последние дни, создает весьма серьезные риски для исполнения бюджета". Главный режиссер правительственного драмтеатра еще надеется на возможный отскок цен, но уже как-то робко. Расходы, говорит премьер, придется "существенно подсократить, а не так, как мы это делали еще недавно".
Министр энергетики Александр Новак говорит, что критичная для российских компаний цена — это $5-15 за баррель. Хорошо, что министр не верит в то, что цена просядет до $10, хотя и допускает, что на краткий период она может это сделать. А так в целом он ждет $40-50 за баррель в среднем за год. Это, говорит Александр Новак, "справедливая фундаментальная" цена.
Помнится, 10 лет назад бывший премьер Михаил Касьянов заявил, что справедливая цена на нефть — $20-25 за баррель. Тогда она стоила в 2,5 раза больше, и в 1,5 раза больше чем сейчас. Как потом Михаила Касьянова критиковали за эти слова забытые ныне прокремлевские молодежные движения! Предателем просто называли. А сейчас это реальность. И когда министр говорит, что до $10 нефть не упадет, становится тревожно — раньше все эти люди наперебой уверяли, что нефть не может упасть ни до $80, ни до $50.
Правительство собирается уже ежедневно. В Белом доме явно плохо понимают, что делать, такого пикирования никто не ожидал, и как будет выглядеть экономика в конце года, никто не знает, признается глава Счетной палаты Татьяна Голикова. Минэкономразвития ухудшило экономический прогноз, сменив плюс на минус. Иностранная валюта бьет рекорды с каждым днем. А тут еще Китай воткнул очередной нож в спину, закупив первую партию нефти у США.
Вокруг между тем рогатки. Стоило властям Краснодарского края объявить об отмене льгот для пенсионеров на проезд, как возмущенные пожилые вышли перекрывать улицы в Сочи и Краснодаре. А ведь сокращение социальной помощи заложено в стратегии властей на 2016 год. Надо думать, сейчас правительство вспомнило протесты против монетизации льгот той же десятилетней давности. Есть от чего занервничать.
Министр экономического развития Алексей Улюкаев тут же вспомнил, что есть еще приватизация, чемодан, который кабинет министров тащит уже который год, регулярно обещая приватизировать крупные госпредприятия, и так же регулярно откладывая дело. Ну вот теперь снова вспомнили о планах продать часть акций Сбербанка и ВТБ. Притом что у ЦБ и так сейчас ровно контрольный пакет. "Это очень качественные активы, которые привлекательны во всем мире", — сказал Алексей Улюкаев. В мире — это значит не исключено, что продавать будут иностранцам. А больше ни у кого таких денег может и не найтись. Герман Греф не против продажи; он вообще констатирует, что конкуренцию в мировой экономике Россия проиграла. Можно расслабиться и получать удовольствие.
На очередном совещании у Медведева решили поддержать государственными деньгами легкую промышленность, производство вагонов и автомобилей. Наполеоновскими выглядят планы достичь выпуска в 45 тыс. вагонов в 2016 году — вдвое меньше, чем в 2010-м. Что касается автопрома, то вот две цитаты: "Если раньше и существовали планы сократить масштабы поддержки автопрома, то сейчас этого делать нельзя. Принято решение не просто их сохранить, но и увеличивать. Такие предложения подготовлены..." — говорит Дмитрий Медведев. "20 млрд рублей, которые выделены, 20 млрд рублей и останутся. А если говорим о госпрограммах, которые реализуются министерством, естественно, за исключением защищенных статей, сокращение будет 10%", — это днем раньше сказал министр промышленности и торговли Денис Мантуров. Даже если считать, что в правительстве очень быстро передумали, то получается, что решения принимаются за один день и вряд ли хорошо просчитаны. Больше похоже на метания.
Но есть и хорошая новость на фоне переживаемой драмы. Роскосмос безмятежно объявил, что выбрал название для пилотируемого корабля, который полетит к Луне. Ну, сразу после того, как космодром "Восточный" и ракету-носитель "Ангара" все-таки построят и запустят. Корабль назовут "Федерация", и точнее, это будет название для целой серии кораблей: "Ведь Россия — федерация, состоящая из 85 субъектов, и каждый из них получит возможность назвать своим именем один из космических кораблей", — рады в Роскосмосе. Это, получается, 85 кораблей на Луну отправлять собрались. Будем надеяться, уж этот-то проект не относится к тем, которые, по словам Дмитрия Медведева, будут сокращать.