Что принесла предпринимателям Рождественская ярмарка у ТЮЗа

Автор фото: Ковалев Петр
Десятая ежегодная рождественская ярмарка на Пионерской площади у ТЮЗа.

Петербургская Рождественая ярмарка работает с середины декабря. Сейчас, в морозы, поток посетителей к стендам 17-ти стран и 13-ти российских регионов несколько ослаб, но участники ярмарки все равно довольны тем, что представили здесь свою продукцию.

На Пионерской площади, у Театра юного зрителя, в двух проходах между домиками-стендами довольно много людей, которые перемещаются от домика к домику, пробуют еду, как это принято на ярмарках, и покупают сувениры. В домиках располагаются стенды 17-ти стран - в том числе Германии, Швейцарии, Израиля, Китая, Литвы, Латвии, Грузии и других, а также 13-ти российских регионов, в том числе республики Крым, Татарстана, Башкирии, Карелии, Ямало-Ненецкого округа.
Рядом с каждым прилавком небольшая табличка, где отмечено какому петербургскому ООО или ИП доверено представлять страну или регион. "По договоренности с консульством эти предприятия и торгуют свей продукцией", - рассказывает продавец домика с вывеской "Литва". Арендатор связан с ресторанным бизнесом - ему принадлежит кафе "Жюль Верн" на Подольской улице и потому на ярмарку привезли главную гордость литовской кухни - караимские пирожки кибинаи с индейкой и бульоном внутри, и выпечка древнего народа караимов, осевшего в Литве в 14-ом веке, о чем рассказывает и листовка на прилавке, идут нарасхват. Здесь же продают "кусочки" Литвы в виде крошечного литовского хлеба с тмином, керамику, сладости. Кроме пирожков гости ярмарки спрашивают сыр. "Сыра нет, - с грустью говорит продавец, - ввоз продуктов запрещен, Литва попала под санкции, а мы здесь его пока не делаем".
Зато на стенде Германии могут похвастаться колбасками, сосисками и беконом "почти немецкого производства" -  Керстин и Уве Дерфер из Германии развивают в Петербурге кейтеринговый бизнес 12 лет, и не так давно их немецкий партнер открыл здесь новое производство колбасных изделий премиум-класса (подробности в одном из первых номеров "Делового Петербурга"), они и были представлены на ярмарке. Керстин Дерфер рассказала dp.ru, что деньги особо не интересуют компанию, важна проходимость, посещаемость ярмарки, и в последние дни она заметно снизилась из за морозов.
Надо отметить, что поджаренными сосисками с хрустящей корочкой завлекали в свои домики сразу несколько стран, но самая большая очередь стояла в павильон Латвии, на котором почему-то было написано "Рига". Здесь дымящиеся сосиски, приготовленные на гриле, подавали с настоящей рижской тушеной капустой. Ее же можно было купить в упаковке домой.
Надо сказать, что особого патриотизма в покупках и образовании очередей на ярмарке не наблюдалось - самые большие скопления посетителей были отмечены у домиков, чьи продовольственные товары попали под санкции - Франции, Бельгии, Германии, Латвии, Литвы и других стран. Люди интересовались прежде всего не привезли ли продукты из-за рубежа и потом уже открывали кошельки.
Домик Индии или ООО "Джей Хинд" торговал индийской едой, косметикой и сувенирами. Под вывеской "Непал" лежала почему-то китайская еда, абсолютно такая же, как и в домике "Китая". Продавцы плоховато говорили по-русски, но из их объяснений стало понятно, что "Непал" не приехал.
Зато веселье царило у домика Израиля - здесь поили глинтвейном из кошерного вина и специй, предлагали хумус, печенье и сладости. Запах глинтвейна разносился по всей ярмарке - его за 150 рублей стаканчик наливали почти на всех стендах, представляющих иностранные государства.
Регионы России - почти все - предлагали один и тот же набор - соленые и сушеные грибы, ягоды во всех видах, травы, сувениры и пряники. Северные регионы предлагали также оленину в виде консервов и колбасы, и некоторую другую экзотику. Южные регионы, такие как Краснодарский край - неизменный на всех городских ярмарках мед и теплые вязаные вещи. Особенно охотно покупали варежки.
"Перед Новым годом на ярмарку приходил губернатор Георгий Полтавченко, - рассказывает Михаил Белоногов, владелец ИП "Белоногов", - купил у нас соленых рыжиков и опят". Вообще Михаил Белоногов говорит, что несмотря на сильные морозы, которые отпугнули публику в последние дни, здесь удалось представить свой новый продукт - клюкву в сахаре, производство которой буквально перед Новым годом ИП "Белоногов" запустило в Тихвинском районе Ленинградской области. Всего на ярмарке ИП арендовало 4 домика и представляло также Тульскую область с ее "Белевской пастилой". Были и трудности - когда пришли морозы, пришлось убрать со стендов грибы и варенье - они просто замерзли и банки с ними лопались. "Зато затраты на аренду окупились", - подытожил предприниматель, но заметил, что это не главное, главное - продвижение и возможность познакомить посетителей ярмарки со своими продуктами и изделиями. По опыту предыдущих ярмарок совокупная выручка участников обычно составляет около 20–22 млн рублей. Основная статья затрат организатора — установка 50–60 торговых палаток. Выручка одного домика может достигать 400–500 тыс. рублей за время ярмарки, около четверти суммы уходит на аренду.
В 2014-15 годах ярмарку посетили 2, 5 млн человек. В этом году итоги проведения ярмарки комитет по развитию предпринимательства и потребительского рынка (КРППР) подведет после новогодних каникул.