Чиновники запросили дополнительные 900 млрд рублей на транспорт между городом и областью

Автор фото: Ковалев Петр

Чиновники просят выделить на транспортное сообщение между Петербургом и Ленобластью дополнительные 879 млрд рублей. Еще 786 млрд рублей в бюджете до 2020 года уже заложено, но их оказалось мало. "ДП" разбирался, на что профильная дирекция тратит почти 1,6 трлн рублей.

На организацию транспортной системы между Петербургом и Ленобластью нужно 1,6 трлн рублей до 2020 года. Эти деньги требуются на новые дороги, трамвайные пути, пересадочные центры на окраинах города и тому подобные проекты. Из этой суммы 786 млрд рублей уже заложены в бюджеты Петербурга, Ленобласти, РЖД, "Автодора" и в федеральный бюджет. А еще почти 900 млрд рублей запросила Дирекция по развитию транспортной системы Петербурга и Ленобласти.
"ДП" изучил, что собираются сделать на эти деньги, а также посмотрел, какие проекты уже запустили для соединения города и области. Оказалось, что никакие.
Утвержденный бюджет дирекции до 2020 года (в млрд рублей)
Источник: Дирекция транспортного развития Петербурга и Ленобласти
Дирекция существует с 2012 года и была создана с одной основной целью: организовать транспортное сообщение между городом и областью и привлекать инвестиции в нужные проекты. Учредители дирекции — Смольный, правительство Ленобласти и Минтранс. Возглавляет дирекцию Кирилл Поляков, который занимает 202 место в рейтинге миллиардеров "Делового Петербурга". Его активы оцениваются более чем в 1 млрд рублей, среди них — ЗАО "Красносельское", ЗАО "Победа", племзавод "Гомонтово".
Почти за 3 года существования дирекция не воплотила в жизнь ни одного проекта. Ее работа находится на этапе планирования будущего транспорта между городом и областью.
Так, на последнем координационном совете 27 ноября представители дирекции обсуждали то же, что и обычно: проектирование и сроки его окончания. Вице-губернатор Петербурга Игорь Албин недовольным голосом попросил Кирилла Полякова подготовить уже план развития транспортной системы к 2016 году. "Наличие стратегии является основанием для последующих действия по планированию", — вторил вице-губернатору министр транспорта Максим Соколов, который потом скрылся из зала через запасной выход и так и не пообщался с дежурившими у главного выхода журналистами.
На проведение транспортной конференции дирекция потратила более 700 тыс. рублей и еще 500 тыс. рублей — на фото и видео-сопровождение своих мероприятий (по данным бюджета дирекции на 2015 год). Всего за время существования дирекция распределила около 400 млн рублей среди подрядчиков. Например, в бюджет дирекции на 2015 год включено около 10 млн рублей на транспортные услуги, 1,5 млн рублей на соцопросы, 90 тыс. рублей на оплату проезда по ЗСД и 360 тыс. рублей — на оплату парковки, 350 тыс. рублей на представительские расходы, более 10 млн рублей на участие в выставках и конференциях и десятки миллионов на проектирование и актуализацию существующих проектов.

Большие деньги

На фоне полного отсутствия результатов работы дирекция требует более чем двукратного увеличения объемов финансирования. Притом что пока чиновники оперируют лишь около 100 млн рублей в год, они хотят потратить до конца 2020 года 1,6 трлн рублей. Пока что все эти дорогостоящие проекты — фантомы. И отсутствие реальных строек влияет не только на комфорт жителей, которые так и не получают транспортное соединение двух регионов, но и на экономику региона.
Ознакомиться с подробным документом о планах расходования этих денег "ДП" пока не удалось. Как пояснили в дирекции, план состоит из 11 томов. Однако в скором времени его обещают разместить в открытом доступе. На данный момент известны лишь результаты, которых чиновники обещают добиться к 2020 году, а также приоритетные направления.
Что дирекция обещает сделать за 1,6 трлн рублей к 2020 году
Источник: Дирекция по развитию транспортной системы СПб и ЛО

Многострадальный трамвай

"Такие проекты быстро не реализовываются", — объясняет Кирилл Поляков. При этом он констатирует, что 900 млрд рублей дополнительно дирекция вряд ли получит. "До 2020 года, конечно, выделение оставшейся суммы проблематично, и мы понимаем, что вряд ли у нас получится выделить в полном объеме необходимые деньги", — сказал он.
Так, нет пока денег на запуск трамваев между городом и областью. Эту идею петербургские чиновники вынашивают примерно с 2007 года. За ее реализацию брались уже самые разные комитеты Смольного, а теперь — и дирекция. Однако ни один из многочисленных маршрутов трамваев так и не был организован.
В 2014 году дирекция активно работала над маршрутом трамвая до Сертолово. Он считался самым реалистичным и близким к воплощению. Интерес к проекту проявляли банкиры. На проектирование схемы оплаты этого трамвая в 2015 году выделили 2 млн рублей, а в 2014 году — еще 12 млн рублей на предпроектную документацию. На запуск трамвая запрашивали 15 млрд рублей, но чиновники так и не получили их ни из бюджетов, ни от инвесторов.
"Выделение денег на трамвай в следующем году признано нецелесообразным, но никто не ставит под сомнение необходимость этих проектов. На первом этапе необходим выкуп земельных участков, включение в Генпланы трассировки путей, это сложный процесс", — сказал Кирилл Поляков.
Более уверенно дирекция говорит о строительстве двух платных дорог — продолжении Пискаревского проспекта в сторону Ленобласти и об участке, которые соединит Таллинское шоссе и КАД. На оба проекта нужны инвесторы, которые будут возвращать деньги за счет сбора оплаты с водителей. Также рассматривается вариант финансирования из фонда сбора платы с 12-тонных грузовиков. Впрочем, фактически этап этих двух проектов — то же самое проектирование, что и в остальных случаях.