Мария Мокейчева maria.mokeycheva@dp.ru Все статьи автора
17 ноября 2015, 23:33 42

Отчитаться с пользой

Российские компании переходят на новые форматы годовой отчетности, в рамках которых предлагается не рассказывать обо всем, а сосредоточиться на главном.

Вусловиях меняющейся экономической ситуации необходимы новые подходы к составлению годовых отчетов компаний, считают эксперты. В частности, не нужно ограничиваться описанием финансовых результатов прошедшего года.

"Финансовая отчетность может рассказать, сколько денег заработала компания, но не обязательно как она их зарабатывает и, что более важно, позволяет ли прибыль текущего года заложить фундамент для создания долгосрочной стоимости", — отмечается в исследовании KPMG "Подготовка корпоративной отчетности".

Непрозначный бизнес

"Отчетность не важна сама по себе, — отмечает руководитель Российской региональной сети (РРС) по интегрированной отчетности Марина Галушкина, — отчетность является инструментом для решения определенных задач". Так, она может работать на повышение инвестиционной привлекательности, на повышение различных рейтингов, на улучшение взаимодействия с некоторыми группами стейкхолдеров и т. п. Эти задачи решаются за счет повышения прозрачности и информационной открытости компаний, в том числе и с помощью отчетности.

Между тем далеко не все компании стремятся быть открытыми и публичными. Так, РРС исследовала отчетность 721 компании (крупнейшие компании плюс те, которые в ближайшие годы попадут под повышенные требования к отчетности). Оказалось, что треть из них (240 компаний) вообще не готовят отчеты, 39% (281 компания) готовят отчеты так, чтобы они лишь удовлетворяли требованиям Центробанка и ФСФР, и только 28% (200 компаний) готовят продвинутые в той или иной степени отчеты.

Как отмечают в РРС, наиболее прозрачными являются компании атомной отрасли, за ними следуют электроэнергетика и нефтегазовая отрасль. Хорошие позиции занимают представители угольной и химической промышленности, а также металлургии. А вот банки, по данным исследования, оказались наименее прозрачными, так как их отчетность в целом основана на минимальных требованиях ЦБ РФ / ФСФР.

Новое и старое

В исследовании годовых отчетов российских компаний за 2014 год, которое провело рейтинговое агентство RAEX ("Эксперт РА"), отмечается, что российские компании активно переходят на новые международные стандарты годовой отчетности G4 GRI и IIRC.

Но смена формата не всегда сопровождается изменением содержания, отмечают в RAEX. Так, компании по–прежнему качественно раскрывают данные о достигнутых результатах в стратегии, операционной и финансовой деятельности, при этом не распространяются о планах и видении макрорисков.

Между тем, как отмечают в KPMG, именно ретроспективный характер годовых отчетов лежит в основе принятия решений на краткосрочную перспективу, одновременно создавая предубеждение против долгосрочных решений.

Вместе с тем в RAEX отмечают, что переход на новые стандарты побуждает компании более четко обозначать ключевую тему, а содержание всех разделов формировать так, чтобы эта тема была раскрыта. Например, если компания убыточна, то нужно делать акцент на оптимизации бизнес–процессов, а если, напротив, планирует масштабные инвестиции, то говорить следует в основном о них.

Отчитались лучше всех

Годовые отчеты — это, как правило, не только сухие цифры и таблицы. Это часто глянцевые издания с комментариями руководителей и обзорами отрасли. Сейчас многие из них также публикуются на сайтах компаний, причем не в виде банальной pdf–версии, а с интерактивной навигацией.

Лучшие годовые отчеты выбирают и по содержанию, и по дизайну. Так, в рейтинге RAEX за 2014 год лучшим в финансовом секторе стал отчет группы "ВТБ", в нефинансовом — ПАО "ФСК ЕЭС". Лучший дизайн и полиграфия у "Газпромбанка" (в финансовом секторе) и "Уралкалия" (нефинансовый сектор).

По итогам 2014 года в международный рейтинг Annual Report on Annual Reports (публикуется с 1996 года), включающий 400 компаний из 47 стран мира, попали 12 российских компаний, тогда как в прошлом году их было 8. Самая лучшая позиция — 107–е место — у "Трансконтейнера", также в первые две сотни попали "ЛУКОЙЛ", "Норильский никель" и "Уралкалий".

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама