В США разрешают гражданам добывать ископаемые в космосе

На космодроме Восточный следователи теперь приглядывают за тем, чтобы рабочим выдавали зарплату, а в США тем временем принимают закон, разрешающий американским гражданам добывать ресурсы на астероидах. В освоении дальнего космоса все больше надежды на частных инвесторов.

Пока сенатор Валентина Петренко со сногсшибательной прической показывала журналистам, как здорово она умеет подписывать картинки (сенатор нашла в Интернете рисунок времен "майдана" с Януковичем, жарящимся в котле, написала: "Шарли Эбдо, вы не люди: уроды" и сообщила, что это карикатура), Конгресс США проголосовал за закон, позволяющий частным компаниям добывать ресурсы на астероидах. Точнее, признал право граждан США получать такие добытые ресурсы в собственность и поощряет коммерческое исследование астероидов.
Все выступавшие конгрессмены и сенаторы в один голос приветствовали законопроект и много говорили о прогрессе, о будущем и о том, что Америка должна возглавить новый этап в развитии промышленности. По тексту документа оговаривается, что все должно происходить в соответствии с международными обязательствами США и добыча ресурсов не означает установления американской юрисдикции или собственности над небесными телами. Это запрещается международными конвенциями.
Но понятно, что если астероид выжать досуха, то он и превратится в собственность. Без всяких торжественных водружений флагов - просто частным образом и кусочками.
Тут, конечно, можно было бы посмеяться над американцами в очередной раз, ведь даже когда астероиды подходят к Земле на рекордно близкие расстояния, это все равно 8 млн км. Освоение дальнего космоса у человечества вроде бы в очень отдаленных планах: для этого пока нет ни ракет, ни технологий, а проблем надо решить множество, начиная с угрожающей космонавтам радиации.
Но на самом деле Барак Обама еще 5 лет назад поставил задачу к 2025 году высадиться на астероид. И уже существует компания, которая всерьез собирается добывать на астероидах ресурсы. Называется Planetary resources, и среди ее учредителей и инвесторов - куча миллиардеров вроде Ричарда Брэнсона, Ларри Пейджа и Росса Перо. И еще режиссер Джеймс Кэмерон. Интересно, успеет ли он при жизни побывать в шкуре полковника Майлза Куортича из собственного фильма "Аватар", который тоже охотился за редкими полезными ископаемыми.
Президент компании Крис Левицки в NASA управлял полетами марсоходов Spirit и  Opportunity. Ребята настроены весьма решительно. У них есть сайт, где разъясняется, по каким направлениям они работают и как собираются решать разные трудности. Чуть ли не каждый раздел начинается с фразы "Обычно это принято делать так... мы собираемся пойти по принципиально иному пути". Во всяком случае они утверждают, что знают, что делать со сверхдальней связью и запуском ракет на гигантские расстояния. С ними сотрудничают NASA и профессоры университетов, и они уже присмотрели астероиды, на которые полетят в первую очередь.
Летом Planetary resources запустила пробный летательный аппарат на орбиту - он будет летать 3 месяца, испытывая новые материалы и технологии (получилось со второго раза - первый аппарат сгорел), и планирует до конца года запустить еще один, в 2 раза больше. Цели компания ставит перед собой наполеоновские. Например, добывать на астероидах воду, расщеплять ее на водород и кислород, на их основе создавать ракетное топливо и построить в космосе сеть дозаправок для ракет. Таким образом, получится целый рынок объемом в триллионы долларов. С большим удовольствием энтузиасты подчеркивают, что в одном крупном астероиде может содержаться столько платины, сколько человечество не добыло за всю свою историю.
Кстати, и у NASA есть программа "Перемещение астероида". К концу десятилетия американцы собираются запустить космический корабль-робот к какому-нибудь астероиду, забрать с него камень побольше и перетащить его поближе, на орбиту Луны, чтобы уже здесь в нем покопаться.
Все это сейчас выглядит как какая-то нереальная фантастика, и совершенно неясно, получится ли у компании хоть что-нибудь. Сколько потребуется денег на проект работы на астероидах, не знают даже его создатели, но так получается, что частная инициатива помогает двигать науку вперед, когда не хватает сил у государств. Можно, конечно, брюзжать на тему бездуховности сугубо коммерческого подхода и наглости американцев, но это будущее - все великие первооткрыватели отправлялись в походы именно за пушниной и золотом. В качестве альтернативы можно заниматься открытием Казачьих университетов.
От российских миллиардеров такого энтузиазма ждать пока не приходится. Хотя нет - в  августе "Газпром", видимо, что-то заподозривший, создал компанию по сборке космических аппаратов. Но речь пока идет о четырех околоземных спутниках в год. О чем, впрочем, говорить, если крупнейшая компания страны 10 лет не может достроить одну-единственную башню. Но могли бы хотя бы помочь строителям космодрома Восточный, которые не так давно писали письма Владимиру Путину на крышах бытовок с просьбой выплатить зарплату. Пока же космический успех выражается в открытии приемной Следственного комитета на Восточном, куда рабочие могут жаловаться на нарушения их прав "ежемесячно каждую вторую среду".  Если так пойдет дело, лет через пятьдесят сенаторам придется рисовать карикатуры о том, как мы полетели в космос и наткнулись на табличку "Топлива нет".