Спрос на услуги офисного переезда в Петербурге в этом году вырос на 20%

Автор фото: ИТАР-ТАСС/Владимир Астапкович

Благодаря стремлению компаний экономить на аренде спрос на услуги офисного переезда в этом году вырос на 20%. Устойчивые компании переезжают на места получше, а мобильный малый бизнес, чувствительный к ставкам аренды, занимает более дешевые места.

По данным Colliers в Петербурге , за прошедший год ротация арендаторов в бизнес-центрах увеличилась как минимум на 30%. В среднем два из трех бизнес-центров в Петербурге, предлагающих помещения в аренду, за квартал теряют арендатора или приобретают нового. Для компаний, которые помогают переезду, это обернулось ростом спроса в среднем на 20%.
"Если в середине года было достаточно спокойно, то с начала осени — ощутимый всплеск: спрос на офисные переезды, по нашим оценкам, вырос примерно на 20%", — говорит Евгений Чернышев, управляющий директор компании "Переезд-Питер". По данным компании "Деликатный переезд", в III квартале спрос на их услуги вырос на 24% по сравнению с III кварталом 2014 года. Текущий объем спроса на офисные переезды в Петербурге, по данным компании "ГрузовичкоФ", вырос практически в два раза по сравнению с началом 2015 года.
В целом объем рынка офисных переездов напрямую зависит от объема сделок по поглощению на рынке офисной недвижимости и в этом году составляет около 100 млн рублей, по оценкам экспертов. Однако зарабатывать на растущем спросе мешает сокращение расходов. "Дорожают транспортные услуги, импортная упаковка, в результате тарифы, например, нашей компании выросли на 5-7%, но по факту мы видим, что средняя стоимость переезда офиса снизилась на 3-5%, потому что компании экономят", — говорит Евгения Енбаева, руководитель отдела маркетинга компании "Деликатный переезд". Стоимость перевозки одного рабочего места сейчас варьируется от 1200 до 2000 рублей.
Кризисные явления и резкий скачок валют вызвали ротацию среди арендаторов бизнес-центров, особенно это затронуло компании из сектора малого бизнеса, говорит Дмитрий Золин, управляющий директор сети бизнес-центров "Сенатор". По его словам, особенно такие процессы характерны для бизнес-центров класса С, потому что офисы в дорогих бизнес-центрах обычно занимают финансово устойчивые компании, которые даже в кризис сохраняют свои позиции. "Малый бизнес просел, это факт, новых арендаторов из этого сегмента не было полгода, сейчас предприниматели подуспокоились, появились первые заявки", — говорит Дмитрий Золин.
В Colliers отмечают, что остаются активными представители IT-сектора, доля которых в общем объеме сделок с начала года достигла 17%, нефтегазовый сектор до конца года будет оставаться на первой позиции среди остальных секторов рынка. Также сохраняют активность компании в сегменте проектирования, девелопмента и строительства, однако речь идет преимущественно о проектах с госфинансированием.
"Большая часть наших клиентов покидает более дорогие места и занимает офисы подешевле, доля тех, кто переезжает, чтобы улучшить свое месторасположение, — не более 20%", — говорит Евгений Чернышев. Он добавляет, что случаи полного закрытия офиса единичные, но частенько встречается ситуация, когда часть оборудования упаковывают и убирают на склад, то есть сокращают площадь аренды.
Затраты на офис сокращают компании, которые сильно пострадали от падения рубля, — компании-импортеры и ориентированные на локальный спрос. По данным участников рынка, сокращали издержки и переезжали в меньшие по площади помещения "Феникс Моторс", банк "Агропромкредит", СГ "МСК". Рестораны Carl’s Junior вовсе закрылись и компания переехала на склад.
"Случаев, когда офисный переезд связан с закрытием организации не так много, с начала года "ГрузовичкоФ" выполнил не более 5 подобных перевозок. В таких ситуациях некоторым закрывающимся компаниям приходилось продавать офисную мебель, чтобы оплатить услуги грузоперевозки", — рассказывает Анастасия Усова, руководитель департамента по работе с ключевыми клиентами компании "ГрузовичкоФ".
Не аргумент
"Последняя тенденция, которую мы наблюдаем, — стало на 30% больше заявок на расчет стоимости переезда без намерения переезда. Некоторые компании прикидывают для себя затраты и либо принимают решение о смене офиса, либо используют эти расчеты как аргумент в переговорах о снижении ставки аренды для себя", — рассказывает Евгения Енбаева. Однако злоупотреблять таким инструментом не стоит — не все арендодатели идут на невыгодные переговоры.
"Безусловно, в переговорах нам случается слышать аргумент с угрозой переезда, но мы расцениваем это как шантаж, реагируем негативно — повышением ставки аренды, потому что переговоры нужно вести по-партнерски", — говорит Дмитрий Золин. По его наблюдениям, стоимость переезда в общей структуре затрат на миграцию компании ничтожна, на первом месте затраты на ремонт, перестройку помещений, на втором — на строительство локальных инженерных сетей, затем на покупку мебели и только потом непосредственно на переезд.
По итогам года ожидается рост спроса на услуги переезда на 20% и в следующем году перевозчики надеются на сохранение этой динамики. "На офисные переезды у нас сейчас приходится примерно 70% клиентов, будем развивать это направление: наращивать штат, возможно, покупать транспорт", — делится планами Евгений Чернышев.