Рождение и смерть "Трансаэро" в картинках

Автор фото: Альберт Симановский/ТАСС

Сегодня компания "Трансаэро" прекратила полеты и подает на собственное банкротство. "ДП" вспомнил историю второго авиаперевозчика страны, которой был предрешен столь печальный конец.      

Этот понедельник можно считать днем окончательной гибели компании "Трансаэро". В полночь 26 октября у перевозчика прекратил действие сертификат эксплуатанта, а ранее Росавиация объявила, что аннулирует этот документ. Самолеты "Трансаэро" больше не поднимутся в небо.
Созданная в 1990-м "Трансаэро" стала первой частной авиакомпанией в России. Она была основана в 1990 году Александром Плешаковым — сыном министра радиопромышленности СССР генерал-полковника Петра Плешакова, и Татьяны Анодиной, председателя Межгосударственного авиационного комитета. Компания начинала с чартерных перевозок на самолетах "Аэрофлота". Официальным днем рождения компании стало 5 ноября 1991 года: в этот день "Трансаэро" совершила свой первый полет — чартерный рейс по маршруту Москва — Тель-Авив — Москва. Самолет был арендованный, но летал уже под собственным кодом компании UN.
Автор: Яцина Владимир/ТАСС
В 1992 году авиакомпания приобрела первый собственный самолет "Ил-86" и запустила свой первый регулярный рейс Москва — Норильск. На фото — члены экипажа перед полетом (слева направо): шеф-пилот авиакомпании Б. Логин, бортинженер Г. Столяров, штурман В. Калинин и командир корабля Я. Шраге.
Автор: Яцина Владимир/ТАСС
Именно "Трансаэро" первой в российской гражданской авиации стала закупать самолеты иностранного производства и оснастила ими свой парк. С 1993 года компания наладила регулярные пассажирские перевозки на внутрироссийских и зарубежных маршрутах. В этом же году авиакомпания запускает первые регулярные международные рейсы Москва — Киев, Москва — Алма-Ата, Москва — Тель-Авив. На фото — Boeing 737, который с 1996 года 3 раза в неделю совершал перелеты по маршруту Москва — Кишинев — Москва.
Автор: Альберт Симановский/ТАСС
В 1993-м "Трансаэро" становится первой из российских авиакомпаний, предлагающей услуги бизнес-класса на внутренних рейсах. На фото — служащие авиакомпании "Трансаэро" приглашают в полет.
Автор: Яцина Владимир/ТАСС
Александр Плешаков — с момента основания компании и до 2015 года работал в компании. За время существования "Трансаэро" он занимал должности президента, гендиректора, председателя совета директоров компании. До основания компании он работал конструктором на Московском машиностроительном заводе "Скорость" и был экспертом Международного коммерческого управления Министерства гражданской авиации СССР.  
Автор: Яцина Владимир/ТАСС
В мае 2001 года гендиректором компании стала жена Александра Плешакова Ольга. Она стала первой женщиной в истории России, возглавившей авиакомпанию. Выпускница МАИ и кандидат технических наук, она пришла в компанию мужа еще в 1992 году, начинала с должности старшего эксперта отдела технологий. На двоих Александру и Ольге Плешаковым принадлежало 36,6% компании, еще 3% были у матери Александра Татьяны Анодиной.
Автор: Кузьмин Валентин/ТАСС
В 2005 году "Трансаэро" становится первым и единственным оператором пассажирских самолетов Boeing 747 в России, СНГ и Восточной Европе. Парк авиакомпании состоял из 106 авиалайнеров, в который входили самолеты Boeing 777, Boeing 747, Boeing 767, Boeing 737, Airbus A321, "Ту-214" и два грузовых "Ту-204С". В 2006 году компания перерегистрировалась в Петербурге.
Автор: Смитюк Юрий/ТАСС
В 2009 году "Трансаэро" первой из российских авиакомпаний начинает предоставлять услуги первого класса на внутрироссийских маршрутах и входит в десятку крупнейших мировых авиаперевозчиков на маршрутах туризма и отдыха.
Автор: Алешковский Митя/ТАСС
С 2010 году "Трансаэро" на пике успеха. В этом году она открывает более 20 новых направлений регулярных полетов, среди них рейсы Москва — Пекин, Москва — Нью-Йорк, Москва — Майами. В 2011 году прибыль компании увеличилась более чем в 3 раза по сравнению с 2010 годом — до 1,83 млрд рублей, а в 2012-м продолжает расти темпами, превышающими средние показатели роста по отрасли в России. За 10 лет с 2002 по 2012 год пассажиропоток авиакомпании увеличился в 41 раз, число перевезенных пассажиров выросло в 27 раз, до 10,3 млн, флот авиакомпании увеличился более чем в 8 раз. В 2012 году Ольгу Плешакову признают самой влиятельной женщиной в российском бизнесе, а "Трансаэро" первой из российских авиакомпаний получает премию World Airline Awards, учрежденную агентством Skytrax, в глобальной номинации "Авиакомпания мира, добившаяся наибольшего прогресса". В 2013 году чистая прибыль компании составила 788,38 млн рублей,  
Автор: Карпов Сергей/ТАСС
В 2014 году прозвенел первый тревожный звонок: компания начала испытывать первые финансовые трудности на фоне сильного снижения пассажиропотока, к которому привел зарождающийся финансовый кризис. В конце декабря "Трансаэро" получила госгарантии по кредиту ВТБ на 9 млрд рублей. Компания отказалась от стимулирующих выплат топ-менеджменту и совету директоров, однако это не помогло: в I квартале 2015 года чистый убыток составил 5,742 млрд рублей. Заместитель председателя правительства Аркадий Дворкович по поводу помощи перевозчику заявлял, что непростое финансовое положение компании и "отсутствие четкого понимания у правительства происходящего внутри компании" ставят под вопрос дальнейшие кредиты.
Автор: Метцель Михаил/ТАСС
Несмотря на серьезные проблемы, в мае этого года компания смогла провести рестайлинг и представила обновленный фирменный стиль, его разработку оценивали в $10 млн, хотя компания эту цифру отрицала. Однако компании становилось все хуже и хуже. К июню 2015 года кредиторская задолженность превысила 61 млрд рублей. В начале августа "Трансаэро" разместила на своем сайте новые "выгодные ценовые предложения" на рейсы по 58 направлениям, цены на которые были на 10% ниже, чем у конкурентов, после чего "Аэрофлот" обвинил "Трансаэро" в демпинге за счет кредита на 9 млрд рублей, полученного в ВТБ под госгарантии в конце 2014 года. "Трансаэро" получила 9 млрд рублей уже и стоит в очереди на сумму от 40 млрд до 70 млрд рублей госгарантий. Куда они потратили 9 млрд? На демпинг", — заявлял гендиректор "Аэрофлота".
Автор: Лысцева Марина/ТАСС
Из-за тяжелого финансового положения 1 сентября на совещании у первого вице-премьера РФ Игоря Шувалова была одобрена покупка "Аэрофлотом" 75% и одной акции "Трансаэро". В начале сентября Ольга Плешакова, как и ее муж, сложила с себя полномочия гендиректора "Трансаэро". Компания перешла под операционное управление "Аэрофлота", и уже был даже назначен новый генеральный директор — Дмитрий Ерзакович, который работал заместителем генерального директора авиакомпании и руководил департаментом по производству ОАО "АК "Трансаэро". Сохранять бренд "Трансаэро" не планировалось, однако "Аэрофлот" заявил, что не будет проводить массовые увольнения сотрудников приобретенной компании.
Автор: Климентьев Михаил/ТАСС
Однако до конца сентября акционеры не смогли собрать требуемый пакет, а кредиторы не договорились о реструктуризации долгов. В середине октября спасти компанию попытались часть кредиторов "Трансаэро" и акционер авиакомпании "Сибирь" Владислав Филев, согласовавший выкуп контрольного пакета "Трансаэро" у Александра Плешакова. Однако в результате 26 октября Росавиация и Минтранс аннулировали сертификат эксплуатанта авиакомпании.
В итоге с сегодняшнего дня "Трансаэро" перестала летать. В Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц появилось сообщение от лица гендиректора Дмитрия Сапрыкина о том, что "Трансаэро" планирует подать заявление в суд о собственном банкротстве. Ранее два крупных кредитора "Трансаэро", Сбербанк и Альфа-Банк, подали аналогичные заявления о банкротстве перевозчика.
Автор: Лысцева Марина/ТАСС