"Единая Россия" уже сейчас ставит своих кандидатов в жесткие рамки

Автор фото: Олег Харсеев/Коммерсантъ

Не вполне понятно, как юридически "Единая Россия" собирается запретить победителям своих праймериз баллотироваться от других партий или самовыдвиженцами, но именно это она собирается делать. Партия продолжает демонстрировать, что собирается жестко контролировать выборы. Получится ли — вопрос.

Единороссы намерены продемонстрировать серьезное отношение к процедуре праймериз — внутрипартийного отбора кандидатов на выборы. На собрании думской фракции "Единой России" секретарь Генсовета партии Сергей Неверов сделал еще одно заявление, загоняющее претендентов в жесткие рамки: победителям праймериз запретят баллотироваться от кого бы то ни было еще или в качестве самовыдвиженцев.
"В случае если кандидат победит в процессе предварительного голосования и ему будет предложено участие в выборах, то он не может отказаться, не может пойти от другой политической партии либо идти самовыдвижением. Это будет условием", — цитирует Сергея Неверова ТАСС.
Уже не в первый раз он декларирует готовность к жесткому соблюдению правил. Ранее, например, говорил о том, что не будет выдвигаться на выборы тот, кто не прошел процедуру праймериз. И еще — о том, что будут пресекаться все попытки хоть губернаторов, хоть лидеров региональных отделений протащить на проходные места своих протеже.
По замыслу секретаря Генсовета, все участники праймериз должны будут написать заявление, расписавшись в том, что не пойдут на выборы иначе как от "Единой России" в случае победы. Как говорится, nice try. Понятно, что партия хочет не допустить излишнего влияния на парламенты региональных властей, но праймериз - процедура сугубо внутрипартийная, в законах о выборах не отображенная. Закон говорит о том, что все граждане равны в своем пассивном избирательном праве, и содержит исчерпывающий перечень условий для допуска или недопуска на выборы.
Другими словами, если какой-нибудь победитель праймериз все равно захочет выдвинуться не от "Единой России", то юридически ничего ему Сергей Неверов не запретит и никакое заявление не поможет (ну если не включать административный ресурс, чтобы избирком не регистрировал "предателя", но это еще неизвестно, у кого в регионе влияния на избирком больше). Иначе это будет просто ограничением избирательных прав граждан. Тем более что по условиям праймериз в них могут принимать участие и беспартийные, которые "Единой России" вообще ничего не должны. Разве что с этической точки зрения.
С другой стороны, не менее интересно и то, что Сергей Неверов ответит коллегам из Кремля или правительства, если они попросят включить какого-нибудь уважаемого человека в список кандидатов вне праймериз. Недавний случай с экс-главой РЖД Владимиром Якуниным, которого совершенно внезапно записали кандидатом в сенаторы, показывает, что такое бывает, и сопротивляться тут бесполезно.
Сначала праймериз были делом добровольным, и их результаты только учитывались. В 2007 году городские единороссы просто передали в Москву на утверждение список победителей "в алфавитном порядке". Хотя многие из тех, кто получил большую поддержку, на проходные места так и не попали и никуда не избрались, например экс-глава Фрунзенского района Всеволод Хмыров, Петр Шелищ или уже бывший депутат Госдумы Андрей Шевелев, получивший вообще 94% поддержки. Правда, после неудачи он стал чиновником и сейчас работает губернатором Тверской области.
Впервые масштабные праймериз единороссы проводили перед прошлыми выборами в Госдуму, в 2011 году. Во многих регионах, в том числе и в Петербурге, они проходили в скандальной обстановке: кандидаты щедро обвиняли организаторов в подтасовке результатов. Вполне активно применялся и "телефонный способ": например, экс-главу Росимущества Юрия Петрова и лидера "Соцпрофа" Сергея Вострецова вписали в кандидаты по просьбе федерального руководства. В первую тройку волевым решением поместили вице-премьера Дмитрия Козака и директора Эрмитажа Михаила Пиотровского, тоже к праймериз и близко не подходившим. Первая десятка победителей праймериз совпала с первой десяткой кандидатов ровно наполовину. А если взять тех, кто в итоге стал депутатом, то только трое из шести — Ирина Соколова, Владислав Резник и Виталий Южилин — победили в праймериз.
Случаи, когда в списки кандидатов попадали люди, не прошедшие праймериз, и наоборот, бывали и позже. Хотя праймериз перед выборами в Законодательное собрание Петербурга проходили куда спокойнее думских: там большую часть претендентов составляли действующие депутаты, которым без труда обеспечили декоративную конкуренцию и нужное количество голосов. На этот раз все обещает быть веселее, так как на формирование списков претендуют как Смольный, так и "Единая Россия", а для спокойных праймериз желательно, чтобы весь расклад был определен заранее. Если Валентина Матвиенко Вадиму Тюльпанову палок в колеса не вставляла, то у их сменщиков отношения не такие идиллические. Жаль, Сергей Неверов не пояснил, распространяются ли общие правила на лидеров списков, ведь Георгий Полтавченко в 2011 году праймериз не проходил и его появление на них, да еще во главе, например, своей команды кандидатов, вызовет эффект бомбы.
Заявление Сергея Неверова означает, что в Москве ситуацию видят так: если ты не победил на праймериз, ты не будешь кандидатом, но если уж победил — будь добр, баллотируйся и не убегай в Народный фронт. То есть представителям других партий, которые до сих пор могли участвовать в них по линии, например, Народного фронта, теперь придется выбирать заранее. Точно так же заранее придется договариваться и ставленникам от различных элит. Понаблюдать за тем, как единороссы впишут в свои рамки разнонаправленные интересы, будет интересно.