Акции "Трансаэро" весь день растут как на дрожжах из-за продажи компании совладельцу S7. Даже если компанию не будут банкротить, как заявляет новый владелец, плана по ее спасению еще нет. Основным приобретением S7 станет маршрутная сеть перевозчика.
Акции "Трансаэро" с открытия торгов до 11:10 подорожали на 76,47%. По состоянию на это время одна бумага оценивалась на бирже в 12 рублей, а рыночная капитализация компании — в $496 млн.
К 11:48 акции также резко подорожали, до 14,5 рублей — 113,2% с открытия. Затем бумаги в четвертый раз уперлись в порог роста — 186% за день, 19,5 рубля за акцию. По техрегламенту биржи торги на некоторое время останавливаются в случае резкого роста на 40%, затем снова возобновляются.
Незначительно расти акции начали еще накануне, до появления новостей о продаже контрольного пакета компании совладельцу S7 Владиславу Филеву. О сделке, сумма которой не разглашается, стало известно в половине десятого вечера — торги на бирже уже были закрыты. Речь шла о покупке "не менее 51%" и "существенно больше, чем за 1 рубль".
Банкротство все еще возможно
Сейчас динамика биржевой стоимости компании полностью зависит от ожиданий инвесторов, которые оперируют лишь предположениями о дальнейшей судьбе компании, говорит аналитик ИК "Энергокапитал" Илья Березин. "Несмотря на покупку компании владельцем конкурирующей S7, по-прежнему возможен вариант банкротства с предварительным выводом полезных активов", — считает он.
Сам же Владислав Филев, комментируя сделку, говорил, что основными целями покупки было не допустить банкротства, от которого пострадают кредиторы "Трансаэро", и монополизации авиарынка. Планы по спасению у нового владельца есть. Акции "Аэрофлота", которому прочили долю рынка проблемного перевозчика, сегодня в моменте дешевели больше чем на 4% — маршрутной сетью теперь придется делиться.
Даже в случае сохранения "Трансаэро" на плаву, все равно непонятны масштабы необходимой помощи — говорить об обоснованной цене акций не приходится, пока на свет не появится дорожная карта по спасению компании. Сейчас же рост продолжается из-за отсутствия резко негативных новостей, говорят финансовые аналитики.
Главная интрига сейчас и заключается в том, какие договоренности у покупателя есть с большим жюри кредиторов и правительством, которое пристально контролирует процесс, солидарен гендиректор агентства Infomost Борис Рыбак. Потому и оценивать выгоду S7 еще рано.
Учитывая, что факт продажи просочился наружу, планы по спасению компании станут известны в течение двух-трех дней, предполагает аналитик. Такие сделки точно не планируются за несколько дней. Пока в СМИ стоял шум по поводу продажи компании "Аэрофлоту", переговоры, скорее всего уже велись, а инвесторы "пробовали актив на вкус и оценивали реакцию рынка".
Договоренность с кредиторами вызывает сомнение: 19 октября Сбербанк и Альфа-Банк подали в арбитраж иски о банкротстве компании, о подобном намерении говорили и в ВТБ. Предварительное слушание по иску Сбербанка назначено на 25 ноября.
Дорожать бумагам сегодня не мешало даже сообщение об отзыве сертификата эксплуатанта от Росавиации — его аннулируют с 26 октября. После проверки ведомства, которая закончилась вчера, 20 октября, стало известно, что дальше компания работать не сможет.
Камень на шее
Однако на балансе компании — один из крупнейших самолетных парков в РФ. По данным на начало октября "Трансаэро" использовала 106 самолетов ("Аэрофлот" — 162). Однако большая их часть была в лизинге. Именно долги по лизингу (по некоторым оценкам в 150 млрд) стали основным камнем на шее второго перевозчика РФ.
Ранее компания отменила продажу билетов на даты после 15 декабря. Почти ежедневно сообщалось об отмене новых рейсов. Перевозку пассажиров взял на себя оперативный управленец — "Аэрофлот". Позже к нему присоединились и другие авиакомпании, в том числе S7.
Показатели авиакомпаний за 2014 год
Источник:
Источник: сайты авиакомпаний.
Ранее акции "Трансаэро" преимущественно падали, начиная с 1 сентября. Путешествие в бездну началось после первых сообщений о продаже 75% компании плюс одна акция в пользу "Аэрофлота" за 1 рубль. Одним из условий сделки была консолидация соответствующего пакета в руках у одного продавца.
Когда 1 октября стало известно, что собрать акции в кулак не получается, сделку решили отменить. В правительстве приняли решение о банкротстве компании, а продажу билетов отменили. О подаче исков заявили крупнейшие банки — ВТБ, Сбербанк, Альфа-Банк и другие кредиторы, которым компания задолжала в общей сложности около 250 млрд.
Созданная в 1991 году "Трансаэро" была одной из крупнейших в РФ. Маршрутный лист насчитывал более 200 направлений рейсов по России, странам Европы, Азии, Америки и Африки. В первом полугодии 2015 года компания перевезла 5,772 млн пассажиров — на 0,4% больше, чем в прошлом году.
Авиапарк S7, по данным сайта компании, сегодня насчитывает 58 лайнеров, среди которых разные модели Airbus и Boeing. В прошлом году услугами авиакомпаний, входящих в группу компаний S7, воспользовались 10,066 млн пассажиров. Выручка компаний, входящих в группу (кроме "Сибири", работающей под брендом S7, это компания "Глобус"), составила в прошлом году 86,1 млрд рублей.