Россияне сокращают расходы на ежедневные траты. Северо–Запад — один из лидеров среди регионов по экономии, средний чек в сентябре сократился на 3,6%. Причем больше всех экономят именно жители мегаполисов и крупных городов.
В Петербурге второй месяц подряд исследовательский холдинг "Ромир" фиксирует снижение расходов горожан на покупки в магазинах: в сентябре они сократились на 0,9% по сравнению с августом, а в августе по сравнению с предыдущим месяцем — на 1,7%. Россияне от оптимизации расходов и закупки запасов перешли к стратегии жесткой экономии. Причем больше всех экономят именно жители мегаполисов и крупных городов, которые сократили в сентябре свои расходы почти на 8%, отмечают в "Ромире".
Стресс из–за продуктовых санкций
В сентябре жители практически всех федеральных округов сократили свои расходы в магазинах. Северо–Запад — один из регионов — лидеров по сокращению размера среднего чека. В сентябре средняя сумма покупки сократилась на 3,6%, хотя одновременно в Петербурге наблюдался незначительный рост — 0,6% относительно августа. При этом петербуржцы обогнали по тратам москвичей: в Петербурге сумма среднего чека составила 718 рублей, в Москве — 708 рублей. По России сумма среднего чека в сентябре составила 545 рублей. Такую разницу исследователи объясняют тем, что петербуржцы выбрали для себя стратегию более редких походов в магазин, считая, что так получится меньше потратить.
"В целом расходы петербуржцев в этом году ощутимо выше показателей прошлого года. Поэтому потребители стараются экономить, прикрывая свои кошельки", — отмечают в "Ромире". В предыдущие годы в сентябре активность потребителей и, соответственно, их повседневные расходы начинали оживляться после летних каникул. Исключением стал прошлый год, когда в сентябре индекс ощутимо просел из–за стресса потребителей в связи с введением продуктовых санкций.
Ретейлеры подтверждают тренд на снижение затрат, отмечая, что в магазинах на Северо–Западе (за пределами Петербурга и области) сумма среднего чека в сентябре снизилась на 1–3%.
На благо сетей
Вопреки ожиданиям сокращение ежедневных трат потребителями не ударило по торговым сетям. Крупнейшие продуктовые ретейлеры демонстрируют двузначные темпы роста выручки. Так, "Лента" увеличила выручку за 9 месяцев 2015 года по сравнению с аналогичным периодом 2014–го на 32,1%, до 177,7 млрд рублей, ГК "Дикси" — на 19,8%, до 197,4 млрд, Х5 Retail Group — на 27,6%, до 575,7 млрд (основной вклад в рост выручки в III квартале внесла "Пятерочка"), "Магнит" — на 26,9%, до 688,6 млрд рублей. По словам экспертов, крупнейшие FMCG–сети продолжают отъедать долю у мелких региональных сетей. Федеральные игроки инвестируют в открытие новых магазинов, маркетинговую и ценовую политику, реконструируют магазины, таким образом используя кризис для упрочения рыночных позиций. "Магнит" за 9 месяцев открыл 1,6 тыс. магазинов, Х5 — более 1 тыс., "Дикси" — 408 торговых точек.
По оценке "Инфолайн–Аналитика", за последние 3 года доля топ–7 продуктовых сетей в России увеличилась с 18,1 до 21,3% в общем товарообороте продуктов питания. При этом за первое полугодие 2015 года топ–7 сетей увеличили долю почти на 3%, до 24,1%.