Мы открыты к сотрудничеству с Западом, а страна добралась до пика кризиса — таковы главные тезисы выступления президента перед гостями инвестиционного форума "Россия зовет!". Отдельно он похвалил немецких инвесторов, которые не шарахаются из стороны в сторону.
Выступление президента России если и не открыло инвестиционный форум "Россия зовет!", то безусловно стало гвоздем программы. Владимир Путин ухмыльнулся, что не ему объяснять собравшимся, что сейчас происходит в мировой экономике. Однако смысл его присутствия на форуме — одобрение политики, которую проводят экономические ведомства России.
"Мы будем поддерживать макроэкономическую стабильность и чутко реагировать на внешнюю ситуацию", — сказал президент и предложил перейти к вопросам. Первым выступил хозяин форума глава ВТБ Андрей Костин, напомнив, что впервые за несколько десятков лет деньги утекают с развивающихся рынков. Нуждаемся ли мы в иностранных инвесторах или сможем все импортозаместить, и если "Россия зовет", то куда, осторожно поинтересовался топ-менеджер.
Основные причины оттока — в изменении политики ФРС и падении цен на ресурсы, начал президент, однако мы, несмотря на все сложности, наблюдаем, напротив, приток капитала. Значит, рынок реагирует на положительные изменения в российской экономике, сказал он. Да, кризис, но его пик если и не пройден, то как минимум достигнут, осторожно сформулировал гарант конституции. Экономика приспособилась к новым условиям, а это говорит о стабилизации.
Нужны структурные реформы
"Везде спад, кроме сельского хозяйства, но ситуация стабилизируется. Приспосабливаются, например, обрабатывающие производства, — сказал Владимир Путин. — Если мы приспосабливаемся к низким сырьевым ценам, то значит, у нас вперед пойдут сельское хозяйство и другие сектора, это может привлечь инвесторов".
Среди главных задач для российских министерств президент отметил прежде всего структурные экономические реформы, которые "нам давно-давно предстоят". Пойти на них в условиях низких цен на нефть будет даже легче, неожиданно добавил он. "Все наши планы на ближайшие годы рассчитаны на восстановление. Делать мы это будем, опираясь на скромные показатели — $50 за баррель".
Позже, защищая политику Центробанка, президент назвал диверсификацию экономики одним из основных условий для будущего успеха. "Независимость от углеводородов, независимость судебной системы — это вопросы, над которыми мы работаем, но сразу это не решается", — несколько раз повторил президент.
Введение плавающего курса рубля в прошлом году привело к потрясениям для экономики и граждан, но в итоге все оценили необходимость такого подхода, напомнил Владимир Путин. В прошлый кризис мы потратили огромное количество резервов на поддержание курса, поскольку экономика еще не была готова к свободному плаванию.
Капитал ограничивать не будут, пенсионеров обманывать — тоже
Он несколько раз подчеркнул, что Россия не планировала и не планирует в обозримом будущем вводить ограничение на движение капитала, хотя слухи по этому поводу активно циркулируют с декабря. Не сделали этого в кризис 2008-2009 годов, не будем, мол, и сейчас. "Мы показали это всем нашим партнерам и инвесторам и, думаю, это основная причина прямого притока капитала", — сказал президент.
Вклинившийся в диалог Андрей Костин даже напомнил, что сам он предлагал ограничить движение капитала, но президент тогда выступил против, несмотря на все сложности, и в долгосрочной перспективе это оказалось верным решением. В плане долгосрочного планирования один из американских инвесторов поинтересовался необходимостью очередной заморозки пенсионных накоплений. То есть практически буквально — существует ли в этом плане долгосрочная политика?
"Вы говорите, мол, опять все поменялось, но ничего не поменялось, в прошлом году мы их тоже заморозили", — ухмыльнулся президент, но тут же стал серьезным. Накопительная пенсионная система, во-первых, сохраняется, а во-вторых, в ее развитие продолжат вкладывать деньги. Президент сказал, что ему бы хотелось, чтобы эти деньги напрямую шли в экономику. "Хочется, чтобы эти средства были гарантированы для граждан, а второе — защищены. Сохранность мы должны обеспечить. Когда мы этого достигнем, все заработает", — парадоксально высказался он.
Отвечая на вопрос о планах по снижению инфляции, которые строит Центробанк, Владимир Путин пожелал регулятору здоровья. К 2018 году Россия будет стремиться снизить рост цен до уровня, оптимального для развитых экономик, — в 2-3, ну или хотя бы 4%. "Но что может ЦБ? Контроль денежной массы и курс", — напомнил президент. Инфляция, мол, лишь один из параметров, обращать внимание только на нее нельзя.
Несите ваши денежки
Владимир Путин также отметил, что уважает немецкий бизнес, который "не шарахается из стороны в сторону в связи с коньюнктурой". Инвесторы из Германии не просто приходят в бизнес с быстрыми деньгами. Среди сфер их интересов — машиностроение, генерация, сельское хозяйство и фармацевтика. "Ключевые сферы, которым мы уделяем и намерены уделять внимание в будущем", — дал президент сигнал инвесторам.
Немецких партнеров были бы рады видеть и в инфраструктурных проектах, но это вопрос высокой стоимости кредитных ресурсов. "Это уже вопрос к вашему правительству. Если участникам таких проектов будет ограничен доступ к европейскому финансированию, то будет очень сложно", — прямо указал президент на санкции Запада. Позже он назвал санкции инструментом недобросовестной конкуренции.
Мало того что страны Европы потеряли десятки миллиардов из-за наших контрмер, есть и более глобальные последствия, недоумевал Владимир Путин. "Нам всегда казалось, что инструменты, используемые в рамках ВТО, с политикой не связаны, оказалось, что это не так. Надеюсь, мы от такой евпрактики когда-нибудь полностью уйдем". Тему Крыма или конфликта на юго-востоке Украины сам президент не поднимал.
Мы за все хорошее
Но о готовности к сотрудничеству с Западом президент лишний раз напомнил на примере участия в сирийском конфликте. Россия, мол, предупредила о своих намерениях, хотя с нами никогда не были так учтивы. И даже задавая вопрос о правильных целях, мы не получаем ответа, лишь обвинения в том, что бьем не туда.
"Мне кажется, у наших партнеров просто каша в голове. Нет представления о целях, которых они хотят добиться, — сказал президент. — Мы настроены на совместную работу и в плане безопасности, и в плане экономики".
Вопрос о перспективе снятия европейских санкций Владимир Путин переадресовал к Европе или к тем, "кто ими управляет в этом смысле". Что же касается минских соглашений, то призывать Россию к их исполнению уже просто нелепо, хватит уже перекладывать эту ответственность на нас, вспомнил президент привычную в этих случаях мантру.