Что хорошего в отказе инвесторов вкладывать деньги в стартапы

Управляющий партнер венчурного фонда  и стартап-акселератора iDealMachine Михаил Авербах — о том, что хорошего в отказе инвесторов вкладывать деньги в стартапы.

Стартапам давно пора посмотреть правде в глаза и понять, что халявные деньги кончились. Мыльный пузырь лопнул. Инвесторы ушли, вымерли или просто повзрослели. Так считаем не только мы в iDealMachine. Именно эту тему мы обсуждали на Петербургском международном инновационном форуме — куда податься стартапам сейчас.
В происходящем определенно есть позитив. Рынок самоочищается от мусора — команд, которые сделали получение грантов и субсидий своим бизнесом.
Кризис творит чудеса: повзрослели и стартапы, и инвесторы, заметил партнер венчурной компании SmartHub Богдан Яровой. Мысль об отрезвлении рынка разделили все участники дискуссии. Директор акселерационных и образовательных программ ФРИИ Дмитрий Калаев подтвердил, что поток компаний сохранился наравне с прошлыми годами, однако в целом рынок стал прагматичнее, и вау-фактор на инвесторов больше не действует.
Каковы же рецепты выживания? Работать засучив рукава. Константин Синюшин, сооснователь и гендиректор The Untitled Venture Company, советует стартаперам получать предпринимательский опыт — любой, пусть даже речь идет о самом тривиальном бизнесе. Этот опыт абсолютно универсален.
Я в такой ситуации рекомендую заручиться поддержкой команды, обладающей компетенциями, то есть обратиться к формату "умных денег", идти в акселераторы, получать знания и практические навыки продаж. Как справедливо отметил Александр Егоров, гендиректор компании "Рексофт", рубль, полученный от клиента, в 10 раз ценнее рубля инвестора.
Призыв продавать я разделяю всецело. Первые сделки лучше делать самостоятельно, а уже потом идти в интегратор и к партнерам. Никто, кроме вас, не знает продукт лучше.
Что касается выхода на международные рынки, которым грезит множество проектов, — при всей привлекательности этой идеи надо отметить, что далеко не для всех проектов такой путь актуален. Как верно отметил Константин Синюшин, в России существуют огромные ресурсы для масштабирования, которых хватит, чтобы построить миллиардные компании. Представить себе такой размах, например, в маленькой Финляндии очень сложно.
Подводя итог, можно сказать, что стартапы никуда не исчезли. Но сегодня вы не можете рассчитывать на то же, что было вчера. Честно ответьте себе, зачем вам все это нужно. Как метко сказал Михаил Раяк, исполнительный директор Фонда предпосевных инвестиций, если у вас возникает вопрос, надо ли вам заниматься бизнесом, ответ однозначен: нет. Это правда. Бизнесом нужно заниматься далеко не всем.