Почему Петербург платит за трамваи в два раза больше, чем другие регионы

Автор фото: Ермохин Сергей

Новые трамваи все дороже обходятся городскому бюджету. Стоимость закупаемой техники возрастает от конкурса к конкурсу. А рынок объемом не менее 20 млрд рублей осваивают неизвестные фирмы и компании, близкие к топ–менеджерам "Трансмашхолдинга".

Петербургская трамвайная сеть считается самой крупной в мире. При этом замене подлежит около 400 трамваев. С сентября 2014 года Смольный энергично обновляет трамвайный парк, проводя новые закупки почти каждый месяц. Причем на каждом аукционе стартовая цена техники возрастает на 20–40%. Например, стоимость трехсекционного трамвая менее чем за год взлетела с 57 млн почти до 100 млн рублей. Таким образом, потенциальный объем этого рынка составляет от 22 млрд до 40 млрд рублей.
Всего за прошедший год чиновники объявили восемь конкурсов на приобретение новых трамваев на общую сумму 2,2 млрд рублей. Самые крупные контракты (1,5 млрд рублей) получили малопонятные компании-посредники, не имеющие даже собственной производственной базы. За некоторыми из победителей стоят лица, аффилированные с топ-менеджерами "Трансмашхолдинга" (25% акций компании принадлежат РЖД). А кто-то не имеет даже собственного сайта.

Битва за трамвай

Из шести конкурсов, которые прошли за последние 12 месяцев, лишь самый первый, состоявшийся осенью 2014 года, можно назвать конкурентным. В нем участвовали местный производитель трамваев ООО "ТрамРус" — СП "Трансмашхолдинга" и французского Alstom (строит в Петербурге трамвайное производство на базе Октябрьского электровагоноремонтного завода), а также екатеринбургский "Уралтрансмаш". В результате борьбы между участниками стартовая цена контракта опустилась с 83 млн до 56,9 млн рублей за трехсекционный трамвай с низким полом.
Эта цена вполне соответствовала сложившемуся на рынке среднему уровню цен. Например, Казань заключила контракт с белорусским "Белкоммунмашем" на поставку 20 трехсекционных трамваев по 51 млн рублей за штуку. Нижний Новгород приобрел аналогичное изделие у "Уралтрансмаша" за 40 млн рублей.
А Москва, например, заказала 120 трехсекционных трамваев у совместного предприятия "Уралвагонзавода" и польской Peso по 70,5 млн рублей за единицу.
Но не прошло и месяца, как "ТрамРус" одержал вторую победу, уже без конкурентов. Тогда компании удалось продать Смольному три трехсекционных трамвая по стартовой цене — 82,3 млн рублей за штуку. Дальше больше. Самое престижное трамвайное соревнование с призовым фондом 1,043 млрд рублей выиграла в начале 2015 года московская компания "ПК Транспортные системы" (ПК ТС). У нее Петербург закупил трехсекционные вагоны еще дороже — по 97,9 млн рублей за штуку. Единственным конкурентом ПК ТС на этом конкурсе выступил "ТрамРус", который почему–то не сильно торговался за лот.

Успешный дебют

Интересно, что, по информации "ДП", ПК ТС предлагала свои трамваи в Латвии по 890 тыс. евро за штуку (по текущему курсу — 63–65 млн рублей). По словам же производителей, в зависимости от комплектации трехсекционный низкопольный трамвай, произведенный в РФ, сегодня стоит 65–67 млн рублей. В ПК ТС на запрос "ДП" не ответили. Однако победа в крупном конкурсе на поставку трамваев в таком мегаполисе, как Петербург, стала для компании отличным дебютом. По данным СПАРК, фирма была учреждена в октябре 2013 года, закончила 2014 год с убытком 32 млн рублей, а ее собственный капитал на начало 2015 года составлял 217,5 млн рублей, что меньше суммы залога по контракту.
Компанию создал бывший руководитель торгового дома Усть–Катавского вагоностроительного завода Феликс Винокуров (его доля в ПК ТС — 40%) при поддержке холдинга "Транскомпонент" (60%). Холдинг полностью контролирует кипрская компания Tadorix Consultants Limited, за которой, согласно информации антимонопольного комитета Украины, стоят россияне, в частности Алексей Криворучко. Человек с такими именем и фамилией возглавлял ООО "Аэроэкспресс" до января 2015 года, а теперь командует в концерне "Калашников", а также входит в совет директоров "Трансмашхолдинга".
Во всяком случае это могло бы объяснить, почему в ПК ТС заявляют, что арендуют производственные мощности на ОАО "Тверской вагоностроительный завод", которое входит в "Трансмашхолдинг".
Но если в случае с ПК ТС прослеживается хоть какая–то связь с производителем трамваев "Трансмашхолдингом", то победа в двух конкурсах на 500 млн еще одной компании — "Национальной контрактной корпорации" (НКК) вызывает еще больше вопросов. НКК контролируется, согласно СПАРК, ЗАО "Финконсул", за которым стоят некие Ирина Иванова (70%) и Василий Тренев (30%), являющиеся также миноритарными акционерами Московского индустриального банка. В послужном списке НКК преимущественно поставки различного оборудования для электростанций и ни одного трамвая. Тем не менее компания поставит Петербургу трехсекционные вагоны по 54,8 млн рублей, а односекционные — по 18 млн рублей. Получить комментарии НКК не удалось, так как указанные в СПАРК телефоны компании не отвечают, а своего сайта у нее нет.
В начале октября Смольный проведет еще два конкурса, на которых готов купить односекционные вагоны почти вдвое дороже: комитет по транспорту предлагает цену 29,5 млн рублей, а в другом готов взять такие же вагоны за 24,5 млн рублей. Состав участников этих конкурсов пока не обнародован.

Риски подросли

В комитете по госзакупкам и комитете по транспорту, куда "ДП" обратился с вопросом о том, каковы причины подобных скачков цены на трамваи, объяснили, что стартовую цену устанавливают на основании запросов основных производителей трамваев в России и СНГ: "Штадлер Минск", Усть–Катавского вагоностроительного завода, "Уралтрансмаша", "ТрамРус", PESA, ПК ТС. Но все они потом не приходят на конкурс.
"В трамвайных конкурсах срок поставки является значимым условием, и при направлении ответов на запрос поставщики учитывают предполагаемый уровень инфляции и иные риски, связанные с долгосрочными обязательствами", — пояснили в комитенте по закупкам.
При этом, по словам начальника аналитического отдела инвестиционной компании "ЛМС" Дмитрия Кумановского, поставщики трамваев и так указывают чиновникам максимальную цену, включая в нее возможное удорожание комплектующих (например, металл за прошлый год подорожал на 30%). "Увеличение цены с 57 млн до 74 млн рублей еще можно считать нормальным, а в 2 раза — это, мне кажется, некоторое преувеличение", — считает эксперт.
Многие производители, которые участвуют в конкурентных (с большим количеством участников) конкурсах по госзаказам с фиксированными ценами, сегодня успешно страхуют свои риски. Главная причина высоких цен в том, что на трамвайные конкурсы, как правило, приходит один участник, считают эксперты "ДП".
Мы неоднократно обращались в адрес правительства Петербурга с предложением провести аукцион, в котором могли бы участвовать трамваи Усть–Катавского вагоностроительного завода. Тем более что наша продукция дешевле аналогов, предлагаемых "ПК Транспортные системы". Бюджет Петербурга мог бы сэкономить более 300 млн рублей. Но наши обращения городская администрация оставила без внимания. В результате техническое задание было составлено таким образом, что мы не могли участвовать в аукционе. "ПК Транспортные системы" выпускает трамвайные вагоны, похожие на наши. Дело в том, что изначально вагон разрабатывался нашим предприятием. В свое время Феликс Винокуров являлся совладельцем торгового дома Усть–Катавского вагоностроительного завода и руководил им. После отстранения Винокурова от должности техническая документация на новые трамвайные вагоны осталась у него. Затем Феликс Винокуров вышел из состава учредителей торгового дома и зарегистрировал собственную компанию — "ПК Транспортные системы".
Филиал ФГУП "ГКНПЦ им. М.В. Хруничева"
пресс-служба
Сегодня, заключая контракты с фиксированной ценой, мы хеджируем свои риски — как валютные, так и риски колебаний цен на сырье. В нашем случае речь идет о цветных металлах. Они в настоящее время дешевеют, и мы в выигрыше. Страхуем мы свои риски только по валюте. Здесь баланс пока положительный, в нашу пользу. Такая политика позволяет нам не перекладывать риски, убытки, на плечи заказчиков. Более того, при благоприятном стечении обстоятельств мы можем даже получить дополнительную прибыль.
Александр Вознесенский
председатель совета директоров "Севкабеля"