Первая СРО малых торговых компаний появилась в Петербурге

Автор фото: Иванов Евгений
Форум малого предпринимательства Санкт-Петербурга день 1. На фото: Доронин Александр, председатель Совета некоммерческого партнерства "Союз малых предприятий СПб"

В Петербурге появилась первая СРО малых торговых компаний. Участники рассчитывают, что так будет проще общаться с властью.

В новую СРО "Уличный ритейл ", созданную на базе НП "Объединение субъектов малого и среднего предпринимательства потребительского рынка", вошли 28 организаций. Большая часть из них специализируется на сдаче в аренду недвижимости, оптовой и розничной торговле. Среди организаторов объединения — общественники Александр Доронин и Владимир Меньшиков. В число участников СРО входит и собственная компания Владимира Меньшикова — "Конкорд–Н".
"Мы следим, чтобы наши члены соблюдали установленные в Петербурге правила и стандарты, — говорит глава СРО "Уличный ритейл" Александр Маслаков. — Контроль осуществляется силами предпринимателей и за счет их средств. Впоследствии мы имеем право и предполагаем сами разработать правила и внедрить их на территории города для всех". Он поясняет, что среди основных задач СРО "Уличный ритейл" — контроль над соблюдением членами объединения законодательства, этических норм и обычаев делового оборота в арендных отношениях с государством, коллегиальная, в том числе финансовая, ответственность членов объединения за нарушение этих норм и правил, получение привилегий при аренде госимущества и др. "У нас как у мушкетеров: один за всех и все за одного", — заключает он.

Один в поле

Сейчас большая часть объединений малого бизнеса — некоммерческие партнерства, которые имеют меньше прав и полномочий, чем СРО. В частности, НП могут заниматься предпринимательством, только если оно направлено на достижение целей организации, а не для распределения прибыли между участниками. Тогда как СРО имеют право получать прибыль любым не запрещенным способом, то есть, по сути, в этой части они обладают всеми правами бизнеса.
Владимир Меньшиков  отмечает, что, с одной стороны, СРО для ретейлеров — это возможность для малых компаний нести консолидированную ответственность, следить за соблюдением правил торговли участниками и др. С другой — вместе отстаивать интересы в общении с властью. "Важно в случае изменения правил работы на рынке знать, что ты не остаешься один на один с проблемой", — говорит предприниматель.

Общественный интерес

В Петербурге действует несколько десятков НП и НКО в поддержку малого бизнеса в разных сферах. В основном они заняты организацией встреч с чиновниками, курсов и семинаров для бизнеса и др.
Многие петербургские компании к идее саморегулирования для уличных торговцев отнеслись скептически. "Общественных организаций, предназначенных только для того, чтобы проталкивать личные интересы бизнесменов, полно, — рассуждает один из петербургских предпринимателей, участвовавший в нескольких НП. — По моему мнению, и новые организации делаются с той же самой целью: под прикрытием общественности проводить коррупционные схемы". Вице–президент Санкт–Петербургского союза предпринимателей Сергей Дмитриенко считает, что в целом успешность СРО в России — спорный вопрос: например, в строительной сфере после ввода саморегулирования проблемой стала торговля допусками к работе. "Но, возможно, как раз в торговле, где все на виду и нарушения скрыть сложнее, это будет полезнее, тем более что в данном случае речь о замене функций государства не идет", — заключает эксперт.