Оппозиционеры продолжают получать отказы в регистрации на выборах в разных регионах. Некоторые удивляются — мол, сам Вячеслав Володин же говорил о непредсказуемых выборах. Но инстинкт системы, обороняющейся от чужаков, сильнее даже Володина. Что показывает, например, подготовка к выборам в петербургском поселке Солнечное.
Злоключения оппозиции на выборах продолжаются — в Перми избирком отказал в регистрации кандидату от ПАРНАСа на довыборах в городскую думу по 32-му округу. Объяснили это тем, что "партия не известила избирательную комиссию Перми о проведении мероприятий, связанных с выдвижением списков кандидатов". Правда, активист Максим Жилин, выдвигавшийся от партии, согласился с тем, что у них "не хватило времени для того, чтобы соблюсти все необходимые процедуры", — так он сказал Интерфаксу. Впрочем, до этого избирком уже отказывался заверить список, потом вроде бы заверил, но в итоге все равно отказал.
В Новосибирске тем временем продолжается голодовка членов ПАРНАСа во главе с начальником штаба Леонидом Волковым — там партийцы встретили отказ в регистрации из-за того, что подписи не совпадали с базами УФМС, признав законными даже опечатки и явные технические ошибки в базе. Отказали в регистрации кандидатам ПАРНАСа и в Магаданской области — там избирком заявил, что подписи, собранные лично лидером списка Георгием Албуровым, "нарисованные". Чем привел Албурова в большое недоумение, и как раз в эту пятницу он будет решать, что делать. Собирается привести в избирком живых людей, которые за него подписались и чьи подписи сочли ненастоящими. Впрочем, это вряд ли поможет, так как живой человек для российского избиркома давно уже не аргумент.
В Костроме партийцы сдали подписи накануне и ждут результатов проверки. Пока ждут, начальник местного штаба и лидер петербургского отделения ПАРНАСа Андрей Пивоваров находится под арестом, куда его на 2 месяца определил суд за то, что Пивоваров попытался сверить подписи перед сдачей по базе МВД. Капитан полиции, который согласился предоставить такую возможность, тоже под арестом.
В Новосибирске следователи возбудили дело о фальсификации подписей — тех, которые оппозиционеры нашли и не стали сдавать в избирком. По их убеждению, фальшивые подписи им пытались подсунуть засланные мэрией и СК сборщики. В Калужской области, еще одном регионе, где пытается выдвигаться ПАРНАС, дел пока вроде не возбудили, но скоро, наверное, возбудят: Lifenews уже распространяет ролик, где некий молодой человек от имени партии предлагает деньги за подписи.
На днях завершилась регистрация кандидатов в губернаторы Ленинградской области. Подписи сумели собрать кандидаты от КПРФ, ЛДПР, "Справедливой России", "Гражданской платформы". Подписи для всех собирала администрация Ленобласти, писал 47news. А вот Сергею Гуляеву от ПАРНАСа помогать, например, не стали, он и не стал кандидатом.
Глядя на всю эту веселую карусель, наблюдатели удивляются. Вроде бы ведь совсем недавно целый заместитель главы администрации президента Вячеслав Володин говорил о том, что выборы-де должны быть "с непредсказуемым результатом" и никаких скандалов быть не должно. Эти наблюдатели видят в реальности явное расхождение со словами Вячеслава Володина, который, по их мнению, имел в виду честные выборы, а значит, допуск оппозиции.
Чиновник, конечно, в виду имел нечто другое, скорее то, что часть будущих кандидатов пойдут в Госдуму не только от "Единой России", но и с другими анкетами, например от ОНФ. Допуск несистемной оппозиции на выборы ни в какой сценарий входить не может. Впрочем, даже если бы Вячеслав Володин вполне искренне желал кардинального слома системы, вряд ли бы у него получилось. Оборона выборов от нежелательных кандидатов глубоко эшелонирована, и почти никому из них не удается преодолеть хотя бы первый ее рубеж, то есть просто вообще стать участником выборов.
Вот, скажем, в Петербурге сейчас готовятся муниципальные выборы в поселке Солнечное. Назначены они были втихаря, так что даже Горизбирком узнал о них уже сильно пост-фактум, за несколько дней до истечения срока регистрации кандидатов. Правда, этим кандидатам, как и во время муниципальной кампании 2014 года, не удается не то что зарегистрироваться — просто сдать заявление в избирком. Выборы решила проводить не избирательная комиссия муниципального образования — была создала окружная комиссия. Заседать она стала в гостинице "Старая мельница", куда кандидатов с утра не пропускают как на частную территорию, а когда пропускают, выясняется, что около двух десятков, как принято выражаться, молодых людей крепкого телосложения уже стоят в очереди. Принимают их так медленно, что успевают человека 3-4 в день.
Срок подачи документов истекал в эту пятницу, но накануне избирком продлил его до 6 августа, а время работы — до 16:00, было с 10:00 до 14:00. Тем самым формально исполнено требование Горизбиркома (председатель ГИК Алексей Пучнин приезжал днем раньше, и ГИК провел по поводу Солнечного уже два заседания, на которых признал незаконным бездействие окружной комиссии, отметил плохую организацию ее деятельности и решил обратиться в прокуратуру с просьбой разобраться в законности назначения выборов), но по сути ничего не изменилось, та же самая очередь как стояла, так и стоит. "Если раньше хоть команды менялись, то сейчас вообще уже одни и те же лица, — делится наблюдениями самовыдвиженец Дмитрий Дациков. — Правда, если вчера они даже для вида документов в руках не держали, то сегодня у каждого уже файлик с бумагой формата А4". Кстати, представителя "Наблюдателей Петербурга" с заседания избиркома удалили не без помощи полиции.
Депутата Госдумы, лидера "Справедливой России" в Петербурге Олега Нилова тоже пытались не пустить в "Старую мельницу". "Обещали, если что, вывести отсюда под белы ручки, кто бы ни приехал — меня, представителей администрации, Горизбиркома, — рассказывает Олег Нилов. — Представители администрации Курортного района приезжали, они сами в шоке, их, как и всех, оставляют за забором". Сажать избирком "в лесу, где на несколько километров вокруг ничего нет и не ходит общественный транспорт", да еще на частной территории — это, по словам депутата, встречается впервые.
Зарегистрироваться пока как-то получилось у кандидатов от КПРФ и ЛДПР — Олег Нилов подозревает, что по какому-то соглашению. Прием "искусственная очередь" с большим размахом применялся на выборах в сентябре-2014: в немалой части муниципалитетов наблюдалась именно такая картина, особенно в Петроградском районе, который контролируется спикером Законодательного собрания Вячеславом Макаровым (вот как это, например, выглядело). Кстати, заместителем главы ИКМО работает Люсьена Дубовская, выходец из этого района (она работала в МО "Кронверкское" и в ТИК №11). А среди обитателей "Старой мельницы" приходящие кандидаты встречают, по их словам, людей со значками "Единой России" на лацканах. Среди них некоторые разглядели и Юрия Шутова — заместителя главы МО "Кронверкское" и соратника Вячеслава Макарова. Впрочем, официально единороссы пока не выдвинули кандидатов — кроме коммунистов и "жириновцев" на выборы идут только самовыдвиженцы.
Так вот, чтобы было понятно — в Солнечном проживает 271 избиратель. Меньше в Петербурге только в поселках Ушково и Серово. Меньше 300 избирателей, крохотный, да еще и удаленный от города округ, не известный протестными настроениями, то есть провести там кампанию труда не должно представлять вообще. Это сельские выборы, это не ПАРНАС с Алексеем Навальным и с федеральным размахом, которую, видимо, из принципа на выборы пускать не собираются. Это даже не выборы губернатора Ленинградской области, которые тоже, в принципе, никаких серьезных препятствий Александру Дрозденко не сулили. И вряд ли можно себе представить Вячеслава Володина, ломающего голову над выборами в поселке Солнечное. Это просто инстинкт системы, обороняющейся от чужаков. Там и Володин-то не нужен.