Депутаты Донбасса в Петербурге не получили поддержки в мирных процессах

В Святодуховском духовно-просветительском центре Александро-Невской лавры депутаты из самопровозглашенных республик Донбасса пытались узнать у петербургской общественности, как им лучше организовать мирный процесс. Но услышали совет продолжать войну до победного конца, а не заниматься "политической ересью".

Встречу с представителями парламентов ДНР и ЛНР организовывали петербургские общественные и казачьи организации. Заявлено было участие пятерых депутатов петербургского Законодательного собрания и депутата Госдумы Николая Валуева, но никто из них не пришел — как выяснилось, они были лишь приглашены, и, видимо, не сочли нужным откликнуться. Большинство в аудитории составляли представители казачьих обществ — кто в расшитых мундирах, кто в камуфляже, но все с нашивками и медалями; депутатов же с Донбасса было трое, Оксана Бевцык и Александр Колесник из Донецка и Елена Чертова из Луганска.
После вступительного слова председателя отдела по взаимоотношениям церкви и общества Петербургской епархии протоиерея Александра Пелина — он говорил о том, что в особенно бедственном положении на Донбассе находится сейчас простой народ и путем поиска конкретных виновников не достичь мира, — перешли к повестке. Впрочем, перед повесткой была еще патриотическая песня про то, что "Эта власть не от Бога".
Депутаты говорили первыми, они рассказали, что им "интересно было бы услышать мнение общественности" в России по поводу мирного процесса. Минские соглашения, считает Александр Колесник, не доработаны — в них не предусмотрен механизм контроля за сторонами. Поэтому обеспечить их исполнение сложно. Оксана Бевцык рассказывала про телемосты с Украиной и про то, что "диалога нужно как можно больше". Из всего этого складывалось впечатление — есть люди, живущие в условиях войны, они от войны устали, в общем и целом хотят мира и готовы к диалогу, но не очень понимают, как его добиться не в смысле подписанных бумаг, а по сути, то есть мирных именно отношений с украинцами, среди которых многие тоже считают, что мир будет тогда, когда будут "зачищены пограничные территории".
Обсудить на встрече предполагалось именно "возможные пути мирного урегулирования", но сразу после парламентариев экспрессивную речь произнес ополченец Андрей Чумак, который потерял ногу в боях и лечится сейчас в России. "Для людей, которые там воюют, минских соглашений не существует. Там воюют каждый день. Какие соглашения можно применить к матерям, которые потеряли своих детей? Либо мы побеждаем, либо нас, какие соглашения? Место Донбасса — в России, мы не хотим жить с нацистами, мы никогда не сможем ни забыть, ни простить, замолчать можем, но не забыть", — вот такие слова бросил он в зал, где сидели и другие покалеченные ополченцы. И сорвал стоячую овацию.
Александр Колесник попытался возразить, что минские соглашения инициированы Россией, "мы не можем не учитывать ее мнения", говорил он, но в целом после такой речи собравшиеся вдохновились и про соглашения и мирное урегулирование больше не говорили. Поскольку в зале в основном сидели казаки, почти все разделяли позицию Андрея Чумака: Донбасс сдавать нельзя, а минские соглашения — "политическая ересь". Довольно быстро дискуссия перешла в русло рассказов о жестокости украинцев, которые устраивают концлагеря, массово насилуют девочек и гонят солдат в бой заградотрядами, и о том, с каким нетерпением жители Славянска, Краматорска и Артемовска ждут возвращения армии ополченцев. Казаки и патриоты соглашались с тем, что "никакого мирного решения на Донбассе быть не может", браво желали "войны до победного конца", взятия Киева и народного возмущения, которое скинет существующую киевскую власть. Ополченцы призывали активнее помогать рублем. Депутаты из Донбасса в основном молчали, к ним вопросов было немного и они быстро кончились.
Предприниматели сожалели, что петербургский малый бизнес пассивен в оказании помощи и говорили о том, что "хотели бы включить Новороссию в состав России, но этого мало" (в общем, многие разделяли это мнение). Представитель движения НОД решил воспользоваться моментом, чтобы поведать о пробравшихся в российскую власть иностранных агентах. Очень немногие отдельные представители казачьих организаций (в штатском, в отличие от остальных) все-таки говорили о том, что надо идти к миру и искать компромисс.
Все это перемежалось внезапно исполняемыми духоподъемными песнями и стихами, на которые в президиуме взирали несколько потрясенно. Концовка получилась скомканной — участники, решив, что все уже сказано, частью разошлись, а частью начали беседовать друг с другом, так что заседание закончилось само собой. На экране запустился, прервав очередного поэта, видеоролик про ополченцев (хотя и после окончания кто-то еще пытался читать стихи), и призывы ведущей писать письма на сайт и составить какое-то новое обращение к миру и, может быть, даже к Бараку Обаме, уже мало кто услышал.