Как компании могут избежать штрафов за производимый мусор

Автор фото: Волков Павел

Любой арендатор даже крошечного офиса обязан отчитываться перед чиновниками за производимый мусор. Чтобы избежать штрафов, надо в договорах аренды или клининга прописывать переход права собственности на отходы от "производителя" к уборщику.

Договор с бизнес–центром, клининговой или иной организацией на вывоз офисного мусора не всегда освобождает даже самую маленькую фирму от ответственности и необходимости оформлять специальные паспорта, согласовывать лимиты, подавать отчеты, а порой и платить сборы за негативное воздействие на окружающую среду.

Экологическая защита

Все отходы в зависимости от их опасности делятся на пять классов. Обычная пыль, именуемая официально "мусор от бытовых помещений организаций несортированный", относится к IV классу и требует паспортизации. Еще более опасными считаются картриджи и люминесцентные лампы (I класс).
Помимо паспорта, "производитель" отходов должен согласовать нормативы и лимиты на их размещение. Исключение сделано для субъектов малого и среднего предпринимательства — им достаточно в уведомительном порядке подавать ежегодную отчетность. Такие меры направлены на защиту экологии от опасных производств и в целом, наверное, оправданны. Например, ООО "Лесландия" захламило отходами деревообработки и ртутными лампами арендуемую площадку на Московском шоссе. Общий объем сброса проверяющие оценили в 60 м3. При этом компания не оформляла паспорта, не согласовывала лимиты, не вела учет и не сдавала отчеты. Арбитражный суд подтвердил нарушение закона, снизив наложенный комитетом по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Петербурга (КПООС) штраф с 200 тыс. до 100 тыс. рублей.
Штраф 30 тыс. рублей суд обязал заплатить судостроительный завод "Пелла": на производственной площадке, непосредственно прилегающей к Неве, в санитарной зоне источника питьевого водоснабжения были обнаружены остатки краски, разбросанная ветошь и переполненные мусорные контейнеры.

Стратегическая пыль

Нередко жертвами инспекторов становятся безобидные компании, сбрасывающие в мусорные баки ту самую пыль, рваные бумажки, скрепки и иные канцелярские неликвиды.
Одним из самых парадоксальных можно считать спор КПООС с ГКУ "Городское агентство по промышленным инвестициям", подведомственным комитету по экономической политике и стратегическому планированию Петербурга (по сути, одна структура Смольного оштрафовала другую).
Агентство заключило государственные контракты комплексной уборки помещений с клининговыми компаниями — из мусорных корзин отходы собираются в мешки и размещаются в дворовых контейнерах. Но эта аккуратность не уберегла учреждение от штрафа: проверяющие не обнаружили ни паспортов, ни лимитов, ни отчетности. Суд пожурил городское агентство, снизив штраф со 100 тыс. до 15 тыс. рублей. А вот штраф 110 тыс. рублей, предъявленный ОАО "Полиметалл", судьи признали обоснованным. Компания арендовала офис в бизнес–центре "Галс", который взял на себя сбор отходов из мусорных корзин и его вывоз (предприятиями "Спецтранса"). За год 10 сотрудников компании "произвели" 0,9 м3 мусора. Но именно от арендатора чиновники потребовали разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, составить паспорта и т. д. Причем воспользоваться предоставленной малому бизнесу льготой ОАО "Полиметалл" не смогло, так как его акционером является офшор.

Презумпция нечистоплотности

Предъявляя подобные претензии к частным фирмам, чиновники презюмируют факт образования мусора: если компания работает, значит, должны быть отходы. Но суды требуют доказательств. Так, штраф попытались наложить на ООО "ТехМаркет Принт", которое опять же не оформило паспорта, не вело учет и т. д. Но подтвердить наличие самих отходов (отработанных люминесцентных ламп и мусора от бытовых помещений) проверяющие не смогли. Зато юрист компании заявил, что в силу малочисленности персонала и использования электронного документооборота она вообще не образует "офисный мусор". В итоге суд счел нарушения недоказанными.

Приватизация отходов

В самом КПООС "ДП" пояснили, что изначально собственником отходов будет являться именно арендатор. Вместе с тем в договоре стороны вправе предусмотреть переход права собственности на отходы. Схожей позиции в отношении еще одной обязанности "производителя" мусора — внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду придерживается и Росприроднадзор. Главное — четко прописывать переход прав собственности на отходы к бизнес–центру, клининговой компании и т. д.
Впрочем, Высший арбитражный суд РФ в 2008 г. пришел к выводу, что заключение договоров на оказание услуг по размещению отходов со специализированными организациями не означает, что и бремя уплаты сбора за негативное воздействие на окружающую среду автоматически переходит на указанные организации.
Отходы образуются в результате любой хозяйственной деятельности. Несмотря на то что закон устанавливает единые правила для всех, необходимо различать специфику деятельности компании и ее негативного воздействия на окружающую среду. По крайней мере следует разделять промышленные, торговые и офисные компании. Последних вряд ли в полном смысле термина можно считать "природопользователями", поскольку прямого воздействия на окружающую среду они не оказывают. В этой части их можно приравнять к жизнедеятельности любого жителя в городе.
Иван Смирнов
управляющий партнер петербургского офиса АБ "Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры"
Практически во всех бизнес–центрах вывозом мусора занимается управляющая компания, эта услуга входит в оплачиваемые и не требует отдельного договора между арендатором и арендодателем. Соблюдение требований к оформлению утилизации отходов — обязанность компании, которая вывозит мусор. Изначально мусор является собственностью того, в чьих баках лежит. После погрузки из бака отходами распоряжается компания–перевозчик, а после приема на захоронение право собственности переходит к полигону.
Михаил Рожко
директор департамента брокериджа NAI Becar в Петербурге