ОАО “Аэропорт Пулково” проводит конкурс на разработку проекта охраны земель и домов на 28,5 км2 зоны вокруг терминала. Победитель получит 300 млн рублей на исследования и пропаганду своей деятельности в СМИ.
Завтра (26 ноября) ОАО “Аэропорт Пулково” выберет победителя конкурса на изучение домов и земель в аэропортовой зоне. Послезавтра с ним заключат договор. Сегодня заказчик провел конкурентные переговоры с претендентами.
Параметры санитарной зоны, разработанные для аэропорта компанией Green City, в прошлом году были утверждены заключением Роспотребнадзора. Эта разработка была одним из условий, прописанных в соглашении о государственно-частном партнерстве (ГЧП) между ОАО “Аэропорт “Пулково” (принадлежит городу) и ООО “Воздушные Ворота Северной Столицы” (ВВСС, принадлежит ВТБ и Fraport AG).
Точные характеристики санитарной зоны — тайна. Назвать их dp.ru отказались все участники процесса. В комитете по инвестициям dp.ru сообщили, что окончательный размер санитарной зоны вообще пока еще не рассчитан. Его уточнят после проведения всех исследований. Как раз на них и выделяется 300 млн рублей из чистой прибыли компании-заказчика.
Но из конкурсной документации следует, что на территории около 28,5 км2 находится 34 дома и 36 земельных участков, которые подлежат “охране и защите”. На этой территории вводится ограничение для жилой застройки, жителей нужно как-то уберечь от шума, а землю у владельцев лучше вообще выкупить (изучение этого вопроса тоже прописано в контракте). Вероятно, именно этот радиус и является санитарным. Радиусом он называется весьма условно, поскольку зона строится вокруг длинных взлетно-посадочных полос, а следовательно, имеет овальную форму.
Большая часть зоны расположена южнее КАД , однако западная ее часть все же находится внутри кольцевой. Граница зоны проходит по пр. Народного ополчения и накрывает, к примеру, район Лигово с жилым кварталом частного сектора, гипермаркетом "Лента" и другими коммерческими объектами.
Гласность
Интересно, что нынешний конкурс проводит именно акционерное общество “Аэропорт “Пулково”, а не управляющее аэропортом ВВСС. Большинство участников конкурсной комиссии — представители ВВСС. Среди них — юрист компании Юлия Антипова, директор по снабжению Сергей Фурс, а также представитель от инвестора, советник председателя правления ВТБ Игорь Мурсалов. Однако в ВВСС заверили dp.ru, что принимают участия в выборе подрядчика, но основной организатор конкурса - ОАО "Аэропорт "Пулково".
Решение принимает тот, кто платит деньги. В данном случае, источник финансирования — это, фактически, госбюджет. Строго говоря, 300 млн выделяются из чистой прибыли ОАО “Аэропорт “Пулково”. В 2013 году она составила 517,9 млн рублей, значит, на “санитарные цели” пошло бы больше половины заработка. Но, в то же время, акционерное общество на 100% принадлежит городу. И по условиям договора ВВСС с городом, если бы у ОАО даже не было прибыли, деньги выделили бы из городской казны, а именно из бюджета комитета по инвестициям. Таково еще одно условие соглашения о ГЧП между государственным ОАО и инвестором ВВСС.
Ирина Бабюк, глава комитета по инвестициям, является также и председателем совета директоров ОАО “Аэропорт “Пулково”. Решение о выделении 300 млн на проект охраны в санитарной зоне было принято в начале этого года, на собрании совета при ее участии. “Ограничения коснутся объектов с повышенными санитарными требованиями на территории, расположенной в непосредственной близости от аэропорта”, — сообщили dp.ru в комитете. Но о каких объектах идет речь, и какими будут ограничения, не уточняется.
В ОАО отказались от комментариев, сославшись на то, что гендиректор находится на совещании, а другие сотрудники говорить с журналистами не могут.
Впрочем, о деталях конкурса на подряд за 300 млн рублей можно узнать и из техзадания, размещенного в конкурсной документации. Оно изобилует увлекательными деталями.
Так, подрядчик должен будет составить точный список домов и частных земель в зоне вокруг “Пулково” на основании данных из Росреестра и провести так называемое “натурное исследование”. Особенно внимательно подрядчику нужно будет изучить заборы вокруг этих домов и участков и подземные коммуникации. На этом основании появится список явлений негативного влияния аэропорта и методы борьбы с ним.
На плечи подрядчика ляжет и пропагандистская деятельность. Он должен будет придумать, как открыть центр по работе с населением, который расположится на 120-150 м2. Судя по указанной ставке, только за аренду офиса будут платить до 150 тыс. рублей ежемесячно. Также в штат возьмут несколько сотрудников. Этот же подрядчик должен будет создать сайт о ходе своих работ с “разными сценариями использования для жителей прилегающих территорий, сотрудников аэропорта и журналистов”. Больше того, в бюджет заложено “привлечение в качестве информационного партнера” порталов Фонтанка.ру, ТАСС и Балтинфо. На этих сайтах заказчик хочет видеть постоянные тематические странички своего проекта.
Выкуп
И, пожалуй, самый интересный пункт документации — переговоры с владельцами земель об их выкупе. При этом подрядчик должен будет рассказать владельцам о рыночной стоимости их объектов и выкупной цене объектов недвижимости, и о помощи в организации переезда. Здесь же есть и еще один загадочный пункт: “рассказать об альтернативных вариантах реализации указанных мероприятий”.
Исходя из этой задачи становится ясно, почему все четыре участника конкурса — не специалисты по аэропортам, а консалтинговые агентства: “Профконсалт” (предложила работы за 294 млн за 150 дней), “СПб турикум консалтинг” (предложила работы за 297 млн за 180 дней), “Иола” (предложила работы за 298 млн за 180 дней) и “Качкин и партнеры” (предложила работы за 258 млн за 140 дней). При этом “Иолу” и “СПб турикум консалтинг” к переговорам об участии в конкурсе не допустили, сославшись на отсутствие всех необходимых бумаг. Проигравшие претенденты не горят желанием комментировать свою неудачу. Так, в “Иоле” dp.ru сказали, что вряд ли станут обсуждать этот конкурс.
Борьба теперь развернулась между консалтинговым агентством “Профконсалт”, входящим в группу компаний “Строй-терминал”, и известной юридической компанией “Качкин и партнеры”. Оперативно получить комментарии участников конкурсов dp.ru не удалось, но известно, что “Качкин и партнеры” уже приготовились привлекать субподрядчиков — ГУП “Городское управление инвентаризации и оценки недвижимости”, ЗАО “Центр экологической безопасности гражданской авиации” и ООО “Научно-методический центр «Эколог»”.
Результаты “конкурентных переговоров” с обеими компаниями в “Пулково” должны объявить завтра, а контракт заключат не позже 27 ноября.