Долгожданный законопроект Минпромторга о "мобильных торговых объектах" вынесли на общественное обсуждение. Автолавки въедут в федеральный закон о торговле в качестве отдельного пункта. Порядок их работы детально определит правительство.
Автолавки получат свое место в законе о торговле. Давно обещанный законопроект минпромторга, вводящий такое понятие, вынесли на общественное обсуждение на едином портале разработки и обсуждения правительственных актов.
В текущей редакции федерального закона о торговле автолавки относятся к нестационарным торговым объектам. Торговые точки на колесах могут размещаться на заранее определенных участках, за которые нужно платить аренду. Перед этим право на участок нужно выиграть на аукционе, а затем утвердить расположение торговой точки в городской схеме размещения. По факту — никаких плюсов по сравнению с обычным ларьком.
Правки в законодательство, которые внесут в
Госдуму
от имени правительства, конкретизируют такие понятия, как
"торговый объект", "нестационарный торговый объект" и вводят новое — "мобильный торговый объект". Последнее — подразумевает специализированное или специальным образом оборудованное транспортное средство, используемое для развозной торговли. Это, в частности, автомобили, автолавки, автомагазины, тонары, автоприцепы, автоцистерны.
Законопроект, по мнению разработчиков, изложенном в пояснительной записке к документу, должен подхлестнуть
развитие мобильной торговли. Количество таких торговых точек в России, по оценкам минпромторга, может вырасти до 100 тыс. с нынешних 50. Кроме того, это повлияет на развитие экономики в целом. Как минимум, потребуются дополнительные АЗС, к 2019 году представители российского автопрома смогут продать около 48 тысяч специализированных автомобилей, подсчитывал летом замглавы минпромторга Виктор Евтухов. "Частные инвестиции в автопром составят не менее 33,6 млрд рублей. Также не менее 24 млрд рублей частных инвестиций получат производители специализированного торгового оборудования — это, как правило, предприятия малого бизнеса", — цитировали чиновника агентства.
В сети пекарен-кондитерских "
Буше
", распространяющей свою продукцию в том числе и через автолавки, комментировать грядущие изменения не стали. По данным сайта компании, в Петербурге у сети 14 автомобильных точек. Решили пока не комментировать "то, чего нет", и представители "Великолукского мясокомбината".
"Несколько сотен мобильных торговых объектов в городе сейчас балансируют на грани правового поля, — комментирует член бюджетно-финансового комитета, а также комиссии по промышленности, экономике и собственности городского ЗакСа Ирина Иванова. — Выделение их в отдельную группу торговых объектов — инициатива нужная и давно ожидаемая". По ее словам, владельцы автоловок не могут изменить место торговли, что противоречит смыслу развозной торговли: автолавка со свежим молоком нужна в жилом квартале, а не у станции метро. Больше всего, по ее мнению, обрадуются сельхозпроизводители из Ленинградской области. "По расписанию приехал, отоварил всех желающих и поехал в следующий двор. Места не занимаешь, никому не мешаешь, жители довольны, и бизнес процветает, — говорит Иванова.
А вот председатель петербургской Ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка
Алексей Третьяков
, напротив, считает, что Петербургу автолавки по большому счету не нужны. По словам эксперта, смысл в таких торговых точках есть, когда речь идет о глухих населенных пунктах. Для Петербурга это может быть актуально в случае, если установке или строительству павильона мешают инженерные сети.
"Во всех остальных случаях можно поставить как минимум нестационарный торговый объект, — говорит эксперт. — При наших расстояниях и качестве дорог сложно представить, чтобы фермеру из области было выгодно везти в Петербург свою продукцию, независимо от условий регулирования".
Еще пару лет назад в Петербурге можно было насчитать больше 400 торговых фургонов. Рынок прирастал на сотню точек в год, в том числе за счет фермеров. Рынок мобильной торговли активно развивался до 2013 года, до того, как адресные программы размещения нестационарной розницы заменили на Схему размещения. Сейчас места под развозную торговлю, по оценке городского комитета по предпринимательству, есть примерно у 200 магазинов на колесах, и это без учёта прицепов. По словам представителей рынка, сейчас практически невозможно получить новое место под автолавку и продлить существующий договор.