"Деловой Петербург". Технику из кофра пустили по рукам

Автор фото: Беликов Валентин

Компания FotoVideo KUB, сдающая в аренду фото– и видеотехнику, за 7 лет работы добилась оборота в 20 млн рублей в год и стала одним из лидеров рынка. Владелец компании Илья Смольянинов считает: успех связан со своевременным появлением на рынке.

Илья Смольянинов учился на кинорежиссера в Санкт–Петербургском университете кино и телевидения, подрабатывал видеооператором и приобретал для работы камеры, оптику и осветительное оборудование. Затем часть техники он стал сдавать в аренду знакомым видеооператорам и фотографам. И дела пошли: на тот момент подобных услуг в городе почти никто не предоставлял. Так 7 лет назад появился FotoKub — многопрофильный центр, в котором соседствуют пункт проката видеотехники и осветительного оборудования, магазин по продаже техники, студийный павильон для съемок.
"Мы были первыми. Подобные компании стали появляться только спустя 2 года", — говорит Илья Смольянинов. Фотографов и видеооператоров привлекало то, что все услуги здесь можно было получить в комплексе — и студия для съемок, и магазин, и пункт проката располагались в одном помещении. В 2011 году предприниматель арендовал 200 м2 у станции метро "Гостиный двор". "Сейчас нам нужно уже около 1 тыс. м2, но в центре пока не найти свободного помещения такого размера", — говорит Смольянинов. Для более точного позиционирования изменили название — FotoKub превратился в FotoVideo KUB. Появлению новых клиентов также способствует и созданная в 2009 году "Школа кино и фотографии". Сейчас оборот FotoVideo KUB эксперты оценивают в 20 млн рублей в год.

Попробовать новое

Когда Илья Смольянинов только начинал бизнес, у него было несколько десятков фотоаппаратов и объективов. Сейчас — более тысячи наименований различных моделей фото– и видеотехники, оборудования для киносъемок и освещения. Затраты на покупку техники могут составить более 1 млн рублей в год. "Покупка нового оборудования — это один из способов достойно конкурировать, поскольку далеко не все компании, работающие на рынке, могут регулярно обновлять и расширять парк техники", — говорит Илья Смольянинов.
Клиенты компании — фотографы и видеооператоры, как профессионалы и так и любители, студенты киновузов, а также компании, производящие видеоконтент. Ежемесячно за прокатом обращаются не менее 100 клиентов — кто–то берет оборудование на час, кто–то — на месяц. Профессионалы часто берут напрокат новинки, чтобы понять, стоит ли их покупать, либо дорогостоящее, от 40 тыс. рублей, оборудование, которое необходимо лишь на короткий период.
"В начале пути у нас работали пять человек, а сейчас — 25 штатных и внештатных сотрудников. Мы стараемся сразу увеличивать количество сотрудников, когда возникает необходимость. Например, несколько лет назад поток клиентов стал таким, что мы не успевали всех обслуживать, и было решено оперативно увеличить штат", — рассказывает Илья Смольянинов. Специфика бизнеса такова, что оборудование иногда портится и ломается.
Для того чтобы оперативно решать такие вопросы, Илья Смольянинов организовал собственный сервис по ремонту. А совсем недавно зарегистрировал компанию, которая будет сама производить видеопродукцию — рекламные ролики, презентационные фильмы, музыкальные клипы, документальные фильмы под собственным брендом, а также выступать в роли продюсера.

Видео в приоритете

Всего в сегменте аренды фото–, видео и кинотехники в Петербурге работает 10 компаний, оборот рынка — около 70 млн рублей в год. Доля FotoVideo KUB, по собственным оценкам и оценкам других участников, составляет более 30%. Другие крупные игроки — компании "Рентфото", "Корса–фильм", "Синемакит".
"Этот рынок будет развиваться за счет роста интереса к видеоконтенту", — говорит руководитель компании "Киноколада" Антон Громов. Он отмечает, что у разных компаний разная специализация. Например, кто–то больше ориентирован на частных клиентов, а кто–то — на работу с крупными компаниями.
"Мы, например, почти не работаем с розницей, ориентируемся на крупных заказчиков, в том числе на крупные ТВ и другие проекты. Так, недавно BBC арендовала у нас технику для съемок своего фильма", — делится Антон Громов.