"Деловой Петербург". Слишком много ресторанов

Автор фото: globallookpress

Рынок общественного питания снижается второй год подряд. Ситуация хуже, чем в разгар кризиса: тогда рестораторам удалось остановить падение за год. По словам экспертов, покупательная способность петербуржцев снижается, а количество заведений растет.

Почти 10% составило снижение оборота общественного питания Петербурга за 5 месяцев 2014 года. В январе–мае 2014 года выручка ресторанов Петербурга составила 20,9 млрд рублей, что на 9,7% меньше аналогичного показателя за январь–май прошлого года. Эксперты предпочитают называть положение на рынке стагнацией, но результаты статистики печальны: оборот общепита падает уже 1,5 года.

На всех не хватает

Покупательная способность сейчас не намного выше, чем в разгар кризиса, а вот количество заведений стремительно растет, объясняют эксперты. Действительно, если 2,5 года назад, по данным Discovery Research Group, в Петербурге было 6,8 тыс. заведений общепита, то сейчас, по данным экспертов, в городе более 8 тыс. заведений. При этом объем рынка вырос лишь на 9%.
"Последние 1,5 года серьезно росла конкуренция и предложение росло ощутимо быстрее спроса, то есть аудитория почти не увеличивалась, а ресторанов самых разных направлений стало очень много", — говорит Евгений Михиенко, управляющий партнер ООО "Яркая Звезда".
"Количество конкурентов за последние 2 года резко выросло, это коснулось и демократичного формата", — соглашается Раиса Гунич, генеральный директор ГК "Балтийский хлеб". По ее словам, демократичный формат наиболее устойчивый, оттока посетителей нет.
Основная масса новых открытий принадлежит уже действующим петербургским игрокам. "Теремок — Русские блины" планирует строительство 13 новых ресторанов, холдинг GinzaProject открыл ресторан среднего ценового сегмента ObedBufet, создатели сети Killfish вывели на рынок бар "Винотория".
Также появились бренды московских сетей "Чайхона №1", Le Pain Quotidien и ресторан китайских предпринимателей Meat Line. Операторы общепита оставались одними из наиболее активных клиентов в сегменте street retail и в I квартале 2014 года, отмечают в Astera. Много заявок поступило от ресторанов, бистро, столовых, меньше — от пабов. При практически неизменном объеме рынка это обернулось серьезной борьбой за гостей.

Дорогая еда

Ситуация усугубляется тем, что стоимость предложения растет в среднем на 10% из–за валютных колебаний и последующего удорожания продуктов.
"Цена на сырье росла. Например, мясо подорожало на 8 – 10% по сравнению с прошлым годом", — приводит собственные данные Евгений Михиенко.
"И кофе, и сырье для кондитерских изделий привозятся из–за границы. Мы сдерживали цены, но в итоге подняли их примерно на 10%", — говорит Раиса Гунич.
В результате средний срок окупаемости ресторанов увеличился с 2,5 лет до 5, отмечают участники рынка.

Нет причин для роста

Очевидных предпосылок для роста ресторанного рынка в этом году нет, хотя в летние месяцы спрос подстегнули петербуржцы, которые не выехали на отдых. По данным Росстата, в I квартале 2014 года выездной поток туристов из России сократился в целом на 4% по сравнению с I кварталом 2013 года, это коснулось в том числе таких популярных стран, как Греция (–4%) и Египет (–6%).
Однако даже сравнительно высокий сезон не спасает рынок, который продолжает снижаться. "Чтобы сейчас вернулась былая доходность ресторанного рынка, должен закрыться каждый десятый ресторан", — говорит управляющий петербургской сетью демократичных ресторанов.
Рынок действительно не растет, хотя физически ресторанов стало очень много. На мой взгляд, причина в том, что в годы стагнации появилось много желающих вложить деньги в ресторанный проект. Свой ресторан стал средством сбережения денег, хотя не всегда удачным. Отчасти снижением оборота рынок обязан осторожности потребителей. В момент рецессии рынка потребители часто становятся консервативными — боятся пробовать, предпочитают проверенные, знакомые рестораны. К счастью, для нас это обернулось большим числом постоянных гостей, а также тех, кто перешел из более дорогих ресторанов. Ну и 1 – 1,5% от оборота в июне–июле принесли те гости, которые никуда не уехали, остались в городе, тем самым сгладив сезонный спад.
Андрей Федотов
владелец "БАРСЛОНА"