"Деловой Петербург". Игры, которые стоят свеч

Автор фото: Trend/ Павел Долганов

 Корреспондент dp.ru Анастасия Жигач - о том, какую пользу приносят игры вроде "Монополии", "Биржи" и "Крысиные бега".

Американский психолог и психиатр Эрик Берн говорил, что все игры при обычных обстоятельствах оказывают на судьбу их участников очень важное, а иногда и решающее влияние. Поэтому не стоит недооценивать значение игр.
В эпоху тотального инфантилизма, наблюдаемого у большинства рожденных в 1990–х годах, отношение ученых к играм, особенно компьютерным, стало менее торжественным. И это понятно. Гаджеты, помноженные на развлекательные приложения, Интернет и большие объемы свободного времени, приводят к тому, что у человека играющего атрофируется ответственность. Безответственность вкупе с эгоизмом и уходом от действительности — вот к чему в худшем случае может привести увлечение играми. Но это если сгущать краски.
Игры, в которые играют люди, могут приносить как вред, так и ощутимую пользу. Взять, например, настольные экономические, деловые игры. Любой специалист по кадрам скажет, что деловая игра сплачивает коллектив, повышает лояльность, прокачивает мотивацию и улучшает психологический климат в компании.
Игры и бизнес довольно похожи: есть цель, конкуренты и правила поведения, регулятор, возможности для махинаций и Его величество случай. Сходство игр и, например, российских бизнес–реалий лучше всего описал английский социолог Гарольд Ласки: там, где правила игры не позволяют выиграть, джентльмены меняют правила. Так что игры могут быть не только развлечением, но и инструментом для развития.
Например, задача участника настольной игры "Крысиные бега" — превратить офисный планктон в бизнесменов, перейти от работы по найму в категорию индивидуальных предпринимателей. Игровой процесс воспроизводит вполне реальные этапы жизнеописания среднестатистического бизнесмена. Параллельно вскрываются интересные схемы поведения и неожиданные для наемного работника риски и возможности. Игра, в общем, заставляет думать, и думать в непривычном формате. Ее прототип — знаменитая настолка Cash Flow американского бизнесмена Роберта Кийосаки — учит игрока создавать пассивный доход, смотреть на доходы и расходы не с обывательской, а творческой точки зрения, учит правильному отношению к деньгам.
"Монополия", "Менеджер", "Биржа" развивают экономическое мышление, воспитывают финансовую грамотность, учат системно думать, быстро реагировать, просчитывать риски. Эти игры стоят свеч. Променять свое время на виртуальный бизнес и реальный опыт учат и экономические стимуляторы онлайн.
Главное, помнить слова Овидия: "Множество всяческих игр время, бесценную вещь, нам помогает убить".