ФАС выступило с инициативой сделать одинаковой цену на авиабилеты на равные расстояния. Игроки рынка и аналитики считают предложение абсурдным и нереализуемым.
Глава
Федеральной антимонопольной службы РФ Игорь Артемьев заявил в интервью РБК о том, что его ведомство намерено выступить с инициативой сделать одинаковой цену на авиабилеты на равные расстояния. Артемьев назвал несправедливостью то, что рейс из Москвы до Астаны может стоить дороже, чем полет из столицы в Нью-Йорк. При этом участники авиарынка и аналитики ничего несправедливого в существующей тарифной политике не видят. Напротив, по их мнению, попытка вводить тарификацию, которая будет зависеть от расстояния, — абсурд.
По словам представителя авиакомпании "Россия", стоимость перелета складывается из множества факторов, основными из которых является стоимость топлива и услуг аэропортов. Везде топливо и услуги стоят по-разному. "Зачастую за границей они дешевле. Именно поэтому перелеты туда стоят меньше. Поэтому как можно ввести одинаковую цену на авиабилеты на равные расстояния, не очень понятно", — пояснили в компании.
Также стоимость перелета во многом зависит от типа самолета. На одни и те же расстояния летают разные лайнеры, с разными мощностями и потреблением топлива. Кроме того, даже на один рейс авиакомпания может предложить разную стоимость билетов. Так, на рейс эконом-класса Петербург-Мурманск в одном самолете пассажир может купить билеты за 5 тыс. рублей, а может и за 18 тыс. рублей. Каким образом заставить перевозчика установить единую стоимость билета, неясно.
В последние несколько лет число перевезенных пассажиров росло, за счет принимаемых мер по развитию конкуренции ежегодный темп роста составлял 10-15%, объяснили dp.ru в ФАС. Но в 2014 году темпы роста несколько замедлились — по итогам первых пяти месяцев они составили 7-8%. А пассажиры продолжают жаловаться на необоснованный уровень цен на билеты. За первое полугодие 2014 года в ФАС России поступило около 200 жалоб на эту тему. "Нужна прозрачная система ценообразования, ориентированная не только на пожелания авиакомпаний, но и на спрос пассажиров, — заверяют в ведомстве. — В настоящее время ведется работа по созданию системы мониторинга цен на билеты в РФ, СНГ и третьих странах в сопоставимых условиях. Маршруты должны быть сопоставимыми по дальности перелета, по пассажиропотоку, в зависимости от сезона, дня недели, глубины (заблаговременности) продаж и др. Такая информация будет полезна и авиакомпаниям, и пассажирам, и антимонопольным органам для принятия необходимых мер антимонопольного реагирования".
По словам источника, знакомого с рынком авиаперевозок, подобная инициатива может быть связана с лоббированием интересов крупных авиакомпаний, в частности, "Аэрофлота". "Если ввести подобные правила, небольшие перевозчики просто не выживут. Им придется уйти с рынка. Никто не будет летать себе в убыток. А "Аэрофлот" может себе позволить такие новшества, у него самый большой авиапарк и есть необходимые возможности", — пояснил специалист.
Но другие эксперты считают, что эта мера направлена, наоборот, против крупных игроков рынка. Зачастую у небольших перевозчиков довольно мало направлений, их особо это не коснется. А вот крупные компании летают не только по России, но и по всему миру. "Стоимость топлива в аэропорту Петропавловск-Камчатский в два раза больше, чем в Нью-Йорке. Если перевозчик сделает цену на полет в Нью-Йорк такой же, как и в Петропавловск-Камчатский, то с ним просто перестанут летать. Тогда останутся только международные авиакомпании для совершения международных рейсов. Это приведет к вытеснению российских компаний с рынка, вот и все", — рассказал источник, близкий к "Аэрофлоту".
По его словам, само предложение ФАС противоречит принципам рыночной экономики: есть востребованные направления, есть невостребованные, есть города, где 1 тонна авиакеросина стоит $500, и города, где она обойдется в $1 тыс. "Также не надо забывать, что на перелеты по России установлен налог в 18%, а на полеты за рубеж его не взимают, — говорит эксперт. — Это тоже влияет на стоимость билета".
В свою очередь, руководитель ИАА "Авиапорт" Олег Пантелеев заявил, что реализация этой инициативы просто уничтожит конкуренцию. Он напомнил, что, согласно одной из статей Воздушного кодекса РФ, ценообразование билетов находится в компетенции авиакомпаний. Поэтому продвижение инициативы через суд обречено на провал. "Но есть один вариант, при котором возможно регулировать тарифы – если государство начнет субсидировать авиакомпании. В таком случае власти смогут требовать установления единого тарифа", — пояснил Пантелеев.
Он также отметил, что за последние 15 лет цены на авиабилеты упали в несколько раз относительно средней зарплаты в стране. "Государственная политика в целом поддерживает развитие авиаперевозок: в прошлом году было открыто около 80 новых маршрутов, в этом году запланировано еще около 100", — рассказал эксперт.