"Gazelle-2014". Чайно–предпринимательское общество

Автор фото: Грин Евгений

Cтратегия владельцев сети "Хороший чай" Дмитрия Сорокина, Вероники Данилишиной и Алексея Чугина — продавать франшизу сотрудникам, превращая их в партнеров.

Секрет роста сети магазинов китайского чая "Хороший чай" (открыто девять магазинов за 4 года), по мнению ее владельцев, в том, что они не просто продают товар, но строят целое сообщество по интересам, состоящее из франчайзи, сотрудников и просто любителей чая.
В результате такой политики оборот компании за 3 года вырос с 4,3 млн до 19 млн рублей, а число сотрудников — с одного до 20 человек. Сеть насчитывает девять торговых точек, три из которых работают по франшизе.

Школа для партнеров

С самого начала проекта его создателям пришлось преодолеть немало трудностей: первый магазин открыли на заемные средства и больше года шли к тому, чтобы окупить стартовые вложения. Но после открытия второго магазина на Садовой ул. вокруг "Хорошего чая" начала собираться группа единомышленников. Сначала предприниматели начали проводить уроки чайных церемоний, а затем и краткий курс по открытию собственного магазина. Занятия были бесплатными и ни к чему не обязывали посетителей, но некоторые из них действительно стали предпринимателями и по–прежнему поддерживают дружеские отношения с чайной сетью.
"Свой бизнес — это создание рабочих мест, поддержка экономики и огромное удовлетворение от того, что делаешь, — уверен Дмитрий Сорокин, — мне недавно звонили люди, которые действительно создали небольшое дело после наших занятий, и узнать об этом было приятно".
Главное условие работы по франшизе "Хорошего чая", по словам владельцев сети, — это доверие к франчайзи. Остальные условия с будущими партнерами обсуждают индивидуально. Обязательно только приобретение большей части товара через основную фирму, чтобы покупатели узнавали ассортимент в любом магазине, впрочем, как рассказывают владельцы, партнерским магазинам чай продают без наценки. Уже двое бывших сотрудников и один постоянный покупатель сети работают по франшизе "Хорошего чая".

Проблемы — на пользу

Около года назад предприниматели столкнулись с новыми сложностями — арендодатель помещения на Садовой ул., где находился флагманский магазин сети, потребовал освободить помещение. Тогда бизнесмены решили рискнуть и открыли на соседней улице магазин более высокого ценового сегмента под новым брендом — Teartroom.
Инвестиции в проект превысили 1 млн рублей, тогда как торговые точки "Хорошего чая" ранее стоили 300–500 тыс. рублей. В помещении сделали масштабный ремонт и разработали логотип для нового бренда. "Это немалый риск, но место мы выбрали очень удачное, — рассказывает Дмитрий Сорокин, — рядом есть вегетарианские кафе, с которыми у нас похожая аудитория".
Объем рынка элитного чая в Петербурге — около 100–120 млн рублей. По данным экспертов, дорогие сорта чая и кофе в Петербурге готовы покупать около 2–3% населения. "Сейчас рынок заполнен не больше чем на 20% от потенциального объема, и потому есть перспективы для роста", — считает Дмитрий Сорокин.
На чайном рынке города также работают сети "Унция", "Русская чайная компания", "Кофейная кантата", "Море чая" и другие, которые торгуют развесным чаем с разнообразными добавками.