Крымские движения

Автор фото: ИТАР-ТАСС

Крым активно готовится к курортному сезону, и одно из самых слабых мест региона — его транспортная отрасль. Она требует, мягко говоря, глубокой модернизации. Корреспондент dp.ru изучил вопрос и выяснил, что там есть, куда вложить деньги.

В преддверии майских праздников отечественные туристы потянулись в российский Крым. Как устроена транспортная система республики, с какими проблемами сталкиваются сейчас транспортники и гости полуострова, разбирался Dp.ru.
Россиян не надо особо заманивать на отдых в Крым – многие хотят и готовы ехать. Но существует серьезная проблема – доставить туристов на полуостров, который вроде бы стал ближе и в то же время отдалился, превратившись для России, по сути, в остров.  

Прелести переправы

Многим путешественникам паромная переправа через Керченский пролив представляется морским приключением с уклоном в романтику. Но это до первой поездки. За последние годы очереди на переправу в туристический сезон стали нормой, и путешествие это по большей части заключалось в стоянии в многочасовой очереди. Теперь же, когда проезд по территории Украины стал невозможен, желающих попасть на заветный полуостров морем стало еще больше.  
Перед майскими праздниками со стороны Краснодарского края выстроилась очередь из легковых автомобилей и грузовиков длиной более трех километров. Ждать приходится по 15-20 часов, вокруг ни туалетов, ни продуктовых магазинов. Со стороны Крыма пока очередей нет, но ситуация, скорее всего, изменится после майских праздников, когда поток туристов направится обратно.
Сейчас на переправе работают три парома. Два из них – советские паромы «Керченский-2» и «Ейск» — принадлежат крымскому республиканскому предприятию «Керченская паромная переправа» и вмещают по 20-25 легковых автомобилей и около 150 пассажиров. Третий паром — «Николай Аксененко» — был построен в Севастополе в 2013 году по заказу российской судоходной компании «Аншип» (группа компаний «АнРуссТранс», которой также принадлежит железнодорожный паром на линии Крым-Кавказ). Работает на переправе с декабря прошлого года, рассчитан на 260 пассажиров, 43 легковых автомобиля или 4 грузовых.
На «Керченской паромной переправе» уклонились от ответа на вопрос, ходят ли эти три парома постоянно. «Какая разница, сколько ходит паромов? Если в расписании 20 рейсов в день, то мы делаем 20 рейсов, независимо от того, сколько у нас паромов», — сообщил диспетчер транспортного предприятия. По словам генерального директора «Аншип» Александра Монина, в последние годы пассажиропоток на переправе рос ежегодно на 20%, поэтому компания приобрела новый паром. По оценкам транспортников, в текущем году эта цифра значительно увеличится.
Интересно, что сейчас цены на переправу в Крым на 30% выше, чем обратно. Пассажирский билет в порту «Кавказ» стоит 162 рубля, в порту «Крым» — 40 гривен, или 124 рубля по установленному сейчас в республике курсу 3,1. Легковой автомобиль в Крым переправят за 1190-2486 рублей в зависимости от длины, а обратно – за 911-1903 рубля.

С начала мая Керченскую переправу намерены переориентировать на пассажирские перевозки, а грузовой транспорт направить в Новороссийск, откуда до Феодосии будет ходить паром «Посейдон Экспресс», рассчитанный на 120 фур. Кроме этого, в ближайшее время на линию Крым-Кавказ планируют вывести самарский паром СП-103 на 350 пассажиров и 40 автомобилей, а по маршруту Анапа-Керчь пустить скоростной катамаран «Сочи-1» на 300 пассажиров. Остается надеяться, что к лету очереди на переправе если не исчезнут совсем, то хотя бы значительно сократятся.
Междугородний транспорт
Для туристов, которые будут добираться в Симферополь на самолете, встает вопрос дальнейших перемещений по территории полуострова. Если говорить об общественном транспорте, из столицы Крыма до курортов можно доехать на автобусах и троллейбусах, которые в Крыму тоже относятся к междугороднему транспорту.
Среди новшеств сезона 2014 – прямые рейсы от симферопольского аэропорта (раньше надо было добираться от аэропорта до ж-д или автовокзала, и там пересаживаться на автобус). Теперь ввели прямой  автобус «Аэропорт «Симферополь» — Севастополь» (29 гривен), а также троллейбус «Аэропорт «Симферополь» – Ялта» (до Ялты — 16,5 гривен, до Алушты – 10,25 гривен).
Во всех видах транспорта можно расплатиться рублями, но основная цена установлена в гривне. Это происходит из-за того, что перевозчики все еще работают по тарифам, принятым при Украине. По мнению крымских транспортников, они давно перестали соответствовать уровню цен на запчасти и топливо.  
«Сейчас для нас главная проблема – отсутствие тарифов, установленных в рублях. Тарифы, по которым мы работаем, были приняты еще до повышения курса доллара. На междугородние перевозки — 0,245 гривен за километр, в городских маршрутках – 2,75 гривен за билет», — рассказывает Александр Глебко, директор транспортной компании «СимСитиТранс» (до недавнего времени владельцем был вице-премьер республики Ленур Ислямов, который на днях заявил о выходе из всех коммерческих предприятий в связи с переходом на государственную службу).
«Важно, чтобы мы как можно быстрее перешли на рубль и работали по тарифам, которые бы отражали реальную стоимость комплектующих и дизтоплива. А чтобы цены на дизель стали как в России, не хватает крупных российских нефтяных компаний, которые бы зашли в Крым. Кроме «Лукойла», еще никто не начал работать у нас», — говорит Глебко.
Автопарк крымских предприятий в основном укомплектован автобусами украинского производства, однако перевозчики не видят в этом серьезных проблем. «В Украине производилась крупноузловая сборка автобусов. «Богданы» сделаны на основе японской Isuzu, «Эталоны» — это индийская Tata, — объясняет Глебко. — Каких-то кардинальных мер пока никто не принимает, договора с украинскими поставщиками пролонгируются до конца текущего года. Но даже если отношения будут разорваны, мы все равно найдем запчасти. Например, в Турции есть комплектующие для всех автобусов.Также на нас уже сейчас выходят российские лизинговые компании, но без утвержденного тарифа в рублях мы не можем построить экономику и заключать новые договора».
Троллейбусы
Троллейбусы в Крыму – предмет особой гордости, так как именно здесь проложена самая длинная троллейбусная трасса в мире, которая тянется от Симферопольского аэропорта до Ялты на 96 километров. На этом экологичном и, как утверждают сотрудники, самом безопасном транспорте можно доехать до курортной столицы Крыма за 2 часа 50 минут. По улицам Ялты и Симферополя до сих пор ездят раритетные чехословацкие «Шкоды» 70-80-х годов выпуска. Эти машины прекрасно показывают себя на горных крымских дорогах, но, конечно, они не вечны.
«У нас всего 234 машины, 103 машины типа «Богдан» 2010-2012 года выпуска, еще 131 – старые машины 9Tr (1972 года выпуска) и 14Tr, им от 20 до 40 лет. Все эти машины требуют замены, на 9Tr уже не выпускаются запчасти», — говорит заместитель генерального директора республиканского предприятия «Крымтроллейбус» Лариса Лисовская. – «Для обновления подвижного состава нам необходимо 150 единиц. 20 из них нужны с автономным ходом, потому что у нас есть районы, которые не оборудованы тягловыми подстанциями и контактной сетью».
На горный маршрут Симферополь – Ялта в основном пускают новые троллейбусы, однако, по словам Лисовской, только 30 новых «Богданов» могут передвигаться по трассе. Этого не хватает для выполнения необходимых 46 рейсов в день, поэтому иногда на маршрут выходят совсем старенькие «Шкоды». Маршрут на ЮБК решили начинать не только от железнодорожного вокзала, но и от аэропорта с появлением дешевых авиабилетов.  
«Этот маршрут существовал в советское время и был очень востребован. В то время разница стоимости билетов на поезд и самолет была минимальной, граждане массово летали на самолетах, а потом передвигались к месту отдыха на троллейбусах, — рассказывает Лариса Федоровна. — После распада Советского Союза на самолетах летать стало накладно, и оттуда исчезал наш пассажир. Человек, который прилетал на самолете, имел возможность заплатить за такси. Поэтому у нас не было экономической необходимости держать там троллейбусы. Теперь же количество поездов, прибывающих на симферопольский вокзал, заметно снизилось, а количество авиарейсов возросло, поэтому мы переформатировали наши перевозки и запустили эти рейсы».
Троллейбус остается самым дешевым способом добраться до Южного берега Крыма. Билет до Алушты стоит 31,8 руб., до Ялты — 51,25 руб.
Такси на это же расстояние будет стоить 400-450 гривен (в среднем 1300 рублей). Междугородние перевозки считают по тарифу 4-5 гривен за километр, городские – 2,75-3 гривны. Можно заказать такси к аэропорту, но в основном только по телефону, заказ через интернет есть далеко не у всех фирм.
Также в симферопольском аэропорту можно взять машину напрокат. Некоторые международные компании (Europcar, Sixt) продолжают работать в Крыму, другие (например, Avis) приостановили свою деятельность. Аренда недорогой машины на неделю обходится примерно в 240 евро, залог 500-600 евро. Есть и крымские арендные фирмы, но у них цена выше – от 270 евро за неделю.  
Единый билет
Новшество от Минтранса должно заработать с мая. Как поясняют в министерстве, единый билет в Крым представляет из себя два отдельных билета, один – на поезд до Анапы или Краснодара, второй – на автобус-паром-автобус.  Кто будет перевозить туристов по территории Крыма, пока неясно. Заявленные тарифы заметно ниже реальной стоимости автобусных билетов. Например, автобусный билет Краснодар – Симферополь стоит от 1150 до 1350 рублей. По единому билету его цена составляет 750 рублей.
«Разговоры о едином билете у нас ведутся, но пока неизвестно, как это будет организовано. Ясно только, что при таком уровне цен должна быть дотационная программа», — говорит директор «СимСитиТранса».
Цены на крымский транспорт
Маршрутки в Симферополе – 2,75-3 грн (8,5-9,3 руб.)
В Севастополе – 2,50-3,50 грн (7,75-10,85 руб.)
В Ялте — 3 грн (9,3 руб.)
Троллейбусы в Крыму и Севастополе – 1,25 грн (4 руб.)
Трамваи в Евпатории – 1,75 грн(5,5 руб.)
Катер в Севастополе – 2,50 - 3 грн (7,75-9,3 руб.)
Троллейбус Симферополь – Алушта - 10,25 грн (31,80 руб.)
Троллейбус Симферополь –Ялта - 16,50 грн (51,25 руб.)
Автобусы Симферополь – Севастополь, Симферополь - Ялта– 26 грн (80,5 руб.)
Автобус Севастополь – Ялта - 28 грн (87 руб.)
В транспорте при переводе на рубли цены зачастую округляют в «плюс», так как российских монет в Крыму пока просто нет. Здесь, как и во всей крымской экономике переходного периода, вся надежда на российский  туристов, которые привезут  в Крым долгожданные рубли.