Купить? Построить!

Лидером в строительстве яхт значится Италия. Россияне тоже впереди планеты всей, но как заказчики.

Как рассказал Денис Перевозников, руководитель проекта "Моторные яхты. Управление проектами", при оценке рынка яхт длиной более 24 м большинство специалистов отмечают некоторый рост по сравнению с предыдущими годами. Планируется, что в 2014 г. почти 740 новых яхтенных проектов будут находиться на разных этапах строительства. Эта цифра превышает показатели 2013 и 2012 гг. (692 и 728 яхт соответственно). Но значительно отстает от исторического максимума, достигнутого в 2009 г., — 1008 яхт.
Первенство среди стран — производителей яхт уже несколько лет подряд занимает Италия. Здесь, по словам Дениса Перевозникова, было построено 274 яхты со средней длиной 39 м. В тройке лидеров Нидерланды (65 яхт / 53 м) и Турция (70 яхт / 45 м).
Кроме этих стран в топ–10 входят США, Великобритания, Тайвань, Германия, Китай, ОАЭ и Греция. "Последняя попала в список благодаря Франции. Французская яхтенная верфь CMN отложила свои яхтенные проекты и переключилась на гражданское судостроение", — уточняет эксперт.

Италия впереди

Среди яхтенных верфей, строящих яхты под заказ, лидерство по количеству занимает итальянский Benetti (43 яхты в постройке). За ним на приличной дистанции следует тайванский Horizon Yachts (16 яхт). Третье место поделили между собой голландская верфь Heesen Yachts и итальянская Admiral Tecnomar (по 10 яхт). Другие производители берут свое не количеством построенных яхт, а их размером. Так, к примеру, на немецкой верфи Lurssen в 2014 г. будет в постройке всего семь яхт, но их средняя длина — 110 м.
"Если говорить о предпочтениях россиян, то заметно их стремление строить большие яхты длиной более 55 м на немецких и голландских верфях. Вообще же если рассматривать покупателей новых яхт, то больше всех их приобретают в США (американцы заказали в 2012 г. 17 яхт), в России и Турции (по заказу граждан этих стран построено по 16 яхт)", — уточняет Денис Перевозников. При этом российские верфи в международные рейтинги строителей яхт не входят.

Местный колорит

На ресурсе allyachts.ru значится около 30 российских верфей и более 250 зарубежных. Однако в Петербурге можно найти яхты далеко не всех этих производителей. Наибольшей популярностью у петербуржцев пользуются яхты итальянской компании Benetti, французской компании Lagoon, британской Oyster, германских Bavaria, Hanse и производящей яхты исключительно под заказ Shipmen. Как правило, лодка продается в базовой комплектации, однако при желании ее можно адаптировать к любым пожеланиям заказчика. Яхты отечественного производства можно пересчитать по пальцам. Среди них детские гоночные суда, а также яхты среднего класса длиной до 8 м. Их строят на верфях в Москве, Великом Новгороде, Пскове. Стоимость лодки напрямую зависит от ее размера. Например, небольшие яхты спортивного класса, предназначенные для выхода в залив, стоят около 1 млн рублей. Цена на круизные яхты, предназначенные для выхода в океан, может превышать 5 млн рублей.
Без учета детских и олимпийских классов, не подлежащих госрегистрации, в Петербурге зарегистрировано примерно 300 бортов.
"При этом очень много бывших в употреблении яхт, пригнанных из Финляндии и Швеции, — говорит Андрей Капитонов, директор по развитию компании "М–Марин". — И это связано с тем, что в Европе к лодке относятся как к фамильной ценности, за ней тщательно ухаживают. Поэтому таких лодок в городе много". Новых яхт (не старше 5 лет) немного. По разным оценкам, от 1 до 10%.