Украина пошла трещиной

На востоке Украины продолжаются беспорядки, в Донецке объявляют республику, чешский президент Земан готов поддержать ввод войск НАТО. Но на военный конфликт Запад, кажется, не готов, а значит, все идет к расколу.

Ближе к выборам президента Украины, намеченным на конец мая, обстановка становится все хуже. В Харькове, Луганске и Донецке снова возобновились митинги протеста, сопровождаемые захватами зданий органов власти. В Луганске активисты захватили даже здание областного СБУ — похоже, украинские спецслужбы или совсем обессилели, или занимаются саботажем.
В Донецке митингующие провозгласили Донецкую народную республику, взяв штурмом обладминистрацию. По совпадению, несколькими часами ранее руководитель группы "Информационное сопротивление" Дмитрий Тымчук объявил о том, что донецкие сепаратисты, по его данным, утром получили план из координационного центра в России, одним из пунктов которого значится создание Донецкой республики "для координации действий в других областях и заявления о проведении референдума по госустройству".
На фоне событий на Юго-востоке Украины и в Приднестровье, власти которого, кажется, тоже собираются потребовать присоединения к России, европейские политики пришли в волнение. Российские СМИ цитируют заявление президента Чехии Милоша Земана, который-де "призвал разместить базы НАТО на Украине". На самом деле Земан сказал, что выступит за ужесточение санкций и размещение сил НАТО в случае, если Россия устроит военное вторжение, но блогеров это мало интересует: зловещие "базы НАТО" со времен журнала "Крокодил" въелись в подсознание.

Киевские власти в панике: Арсений Яценюк говорит о недопустимости протеста: "Призывы к федерализации являются попыткой уничтожения украинской государственности и сценарием, который написан РФ, цель которого — расчленение и уничтожение Украины и превращение части Украины в территорию рабства под диктатом РФ. Этого не будет", — цитируют Яценюка украинские СМИ. Говорит, что ему и положено, но его способность удержать контроль вызывает сомнения.
Резонно было бы предположить, что Кремль дождется президентских выборов, заявит об их нелегитимности, не признает президента, и после этого начнет операцию по отторжению от Украины Юго-востока — чтобы иметь основание в виде "нелегитимной власти". Но могут и не дождаться. До сих пор не вполне ясно, что происходит с войсками, сконцентрированными на границах с Украиной — Киев и западные лидеры утверждают, что военнослужащих там до 30-40 тысяч, МИД РФ уклончиво сообщает, что Россия имеет право размещать войска на своей территории где угодно. Впереди 9 мая — День победы, в который наверняка в Донецке и Луганске пройдут особенно массовые митинги, чреватые неожиданными последствиями. Отличный день, чтобы начать реальные действия.
При этом России на самом деле совершенно не обязательно вводить войска. Тогда не будет и повода для новых международных санкций и размещения войск НАТО. Все могут сделать сами митингующие в Донецке, никакого сопротивления им судя по всему все равно никто не окажет.
На главный вопрос, возникший еще в конце февраля — что сделают США и НАТО, и возможен ли военный конфликт — ответа до сих пор нет. Экономических санкций Москва не боится, по крайней мере на словах. Пока складывается впечатление, что воевать за Украину Запад не готов. Генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен в своей свежей статье в Daily telegraph не стал делать радикальных заявлений: он сказал, что холодной войны никто не хочет, но альянсу необходимо усилить оборонные расходы, так как Россия "пытается поделить Европу на новые сферы влияния", а Запад "должен защищать те ценности, на которых мы построили новую, лучшую Европу и отстаивать систему международных правил, которые основываются на процветании и прогнозируемости". Это больше похоже на желание укрепиться на рубежах, чем на готовность воевать. В любом случае, военная операция — дело непростое. Украина — не член НАТО, а что касается третьих стран, то как показала практика конфликтов в Ливии или Сирии, страны-члены НАТО еще будут месяца полтора разбираться, кто готов участвовать в операции, а кто нет, как именно готовы те, кто вроде бы готов, и что понимать под словом "операция". За это время можно не то что восток, а и всю Украину захватить при желании.
Когда в 1939-40 годах СССР вводил войска в Прибалтику, Польшу и Молдавию, многим наблюдателям тоже казалось, наверное, что имеет место немотивированный акт агрессии. Только через много лет выяснилось, что все это было следствием пакта Молотова-Риббентропа о разделе Восточной Европы. В общем, мы не можем исключать, что на самом деле ничего неожиданного не происходит, а существует некий секретный пакт, допустим, Лаврова-Керри (или как-нибудь еще), согласно которому Украину действительно предстоит разделить на российскую и европейскую половины по аналогу "линии Керзона". Все идет по плану, а Яценюк не обязательно в курсе.