Лизинг остается выгодным

Программы лизинга коммерческого транспорта отличаются разнообразием как по количеству предложений, так и по видам лизинговых схем.

Услугу лизинга коммерческого автотранспорта сегодня предлагают практически все универсальные компании благодаря высокой ликвидности данного имущества и относительной прозрачности его ценообразования на вторичном рынке.
"В условиях борьбы за клиента многие лизинговые компании стали еще лояльнее к таким сделкам. Снизились требования к клиентам, мягче стали условия сделок, удлинились сроки лизинга, снизились авансы и т. д.", — рассказывает Михаил Лысков, начальник отдела лизинга автотранспорта ГК "Балтийский лизинг".
В результате конкурентной борьбы появились скорринговые продукты, в договоры лизинга стали включаться бесплатные допуслуги: техобслуживание, страховка и другие.

Производители помогают

С другой стороны, производители легкого коммерческого и грузового транспорта разрабатывают и реализуют специальные программы финансирования либо с помощью кэптивных лизинговых компаний, либо привлекая партнеров из числа внешних компаний.
Так, "МАН Файненшиал Сервисес" с 2013 года запустил программу на ряд моделей техники MAN 2013 года выпуска, по условиям которой снижен авансовый платеж до 5%. Кроме того, компания предлагает приобрести технику 2013 года выпуска по фиксированному курсу евро 45 рублей, нивелируя валютные риски клиентов в условиях экономической нестабильности.
"Что касается новой техники MAN, то мы можем предложить клиентам пониженный аванс от 10% в силу наличия между ООО "МАН Файненшиал Сервисес" и производителем соглашения об обратном выкупе техники в случае дефолта клиента. Только собственные лизинговые подразделения могут позволить себе предоставлять подобные условия", — отмечает Лариса Бродская, руководитель региональных проектов по СЗАО ООО "МАН Файненшиал Сервисес".
ГК "Интерлизинг" предлагает совместную программу с официальным дилером Mercedes–Benz Truck по предоставлению новых грузовых автомобилей одноименной марки с авансом от 10%. Дополнительно совместная программа предусматривает возможность реализации оперативного лизинга на данную технику. Аналогично с авансом от 10% компания финансирует грузовые автомобили Volvo.
В "Сбербанк Лизинг" в настоящее время также действуют специальные программы по приобретению грузовых автомобилей Volvo и Mercedes–Benz, коммерческих автомобилей ГАЗ, воспользовавшись которыми клиенты компании получают выгодные условия по стоимости лизинга.
Широкое распространение получили совместные программы финансирования производителей легкого коммерческого транспорта и лизинговых компаний с нулевым удорожанием и минимальным авансом на модели Citroen, Ford, Volkswagen, Peugeot, Fiat, Renault и др.

Снижая нагрузку

Подавляющее количество сделок с легким и грузовым коммерческим транспортом сегодня реализуется по схеме классического финансового лизинга. Вместе с тем в последний год активно растет спрос на операционный (оперативный) лизинг коммерческого транспорта, при котором лизингополучатель не погашает полную стоимость имущества, а возмещает лишь снижение ее рыночной стоимости за срок лизинга. После завершения данной сделки клиент может выкупить технику или вернуть ее лизинговой компании.
"Ситуация с тарифами на рынке перевозок оставляет желать лучшего, и это ведет к тому, что лизинговая нагрузка чувствуется транспортными компаниями сильнее. Отсюда у некоторых клиентов возникает желание добиться меньших ежемесячных лизинговых платежей. Это возможно при добавлении элементов операционного лизинга, как правило, через существенное увеличение сроков лизинга, добавление в договор существенной выкупной стоимости техники", — объясняет Юрий Сугак, региональный менеджер ООО "Вольво Финанс Сервис Восток" на Северо–Западе. Схемы операционного лизинга компания готова рассматривать для ряда клиентов.
"МАН Файненшиал Сервисес" также предлагает оперативный лизинг, но предъявляет высокие требования к компаниям: к уровню ведения бизнеса, к прозрачности финансовых операций, к уровню эксплуатации техники.
"Интерлизинг" продвигает оперативный лизинг грузовой и строительной техники на следующих условиях: аванс — от 10 до 20%, срок — 12–36 месяцев, непогашенная стоимость техники — от 30 до 60%. Всего за прошедший год по схеме оперативного лизинга компания профинансировала более 100 единиц техники на общую сумму более 400 млн рублей.
По словам Сергея Жаркова, руководитель Северо–Западного дивизиона компании "Интерлизинг", наиболее востребованной данная услуга является у "дочек" иностранных компаний, их подрядчиков, а также у отечественных компаний, приобретающих технику под реализацию конкретных проектов. "Это дает им возможность сбалансировать денежные потоки во времени и не заниматься ее реализацией после окончания контракта", — добавляет он.
По данным "Эксперт РА", доля оперативного лизинга в России за 2013 год выросла в 2 раза и составила 8% от общего рынка лизинговых услуг. При этом доля грузового автотранспорта в структуре сделок оперативного лизинга за последние 3 года увеличилась с 0,4 до 7,8%.

Новый импульс

Благодаря отмене налога на движимое имущество в 2013 году набирает популярность возвратный лизинг коммерческого транспорта, при котором поставщиком предмета лизинга выступает сам лизингополучатель.
Чтобы удовлетворить ожидания клиентов, ряд лизинговых компаний разработали специальные программы. Так, например, условия возвратного лизинга или лизинга на б / у транспорт в "Интерлизинг": аванс — 15–30%, срок — до 36 месяцев, возраст техники — не старше 3 лет.
Один из лидеров рынка "Сбербанк Лизинг" в настоящее время не предлагает схемы оперативного и возвратного лизинга транспорта. "В целом подобные услуги могут быть интересны небольшим компаниям с неустойчивым объемом заказов либо крупным компаниям под разовый большой контракт, — говорит Денис Богданович, директор управления ЗАО "Сбербанк Лизинг". — Традиционно клиентам выгоднее выкупить технику для себя, воспользовавшись налоговыми преференциями по лизингу, и заработать на дальнейшей ее эксплуатации. В своей работе мы пока ориентируемся на такие компании".