В зоне особых инвестиций

В Крыму планируется создать особую экономическую зону. В Калининграде подобный опыт был неудачным.

Российский бизнес обсуждает идею создания в Крыму особой экономической зоны. Вчера премьер–министр РФ Дмитрий Медведев официально сообщил о таком намерении. Сегодня он проведет совещание, на котором станут известны некоторые подробности создания ОЭЗ.

Неудачный опыт

Для развития региона будет создана госкорпорация. Она будет координировать все крымское финансирование. Общий объем выделенных средств составит десятки миллиардов долларов. Конкретные суммы уточняются. По имеющимся данным, крымская ОЭЗ будет создана по примеру калининградской на 49 лет. Налоговые льготы предоставят всем крупным инвесторам. Конкретные налоговые ставки пока не названы.
В Калининградской области ранее действовал режим свободной таможенной зоны. Все товары ввозились в регион из других регионов РФ или других стран без уплаты таможенных пошлин, все произведенные товары вывозились за пределы области беспошлинно. Эти преференции были постепенно отменены, в том числе в связи с вступлением России в ВТО.
Некоторые налоговые льготы для инвесторов и предпринимателей продолжают действовать. Резиденты ОЭЗ в первые 6 лет освобождаются от уплаты налогов на прибыль и имущество.
В целом опыт работы калининградской ОЭЗ не слишком воодушевляет. Экономического чуда там не случилось. С отменой таможенных преференций возникли бюджетные трудности. В прошлом году правительство РФ утвердило специальную калининградскую госпрограмму и выделило региону 446 млрд рублей на 7 лет. Обойтись без прямой господдержки не удается.

Красивая витрина

Кремль рассчитывает привлечь в крымскую ОЭЗ не только российский, но и украинский бизнес. Это должно будет напомнить украинским коллегам, с кем в действительности выгодно иметь дело. В Минэкономразвития считают, что российские инвесторы на первом этапе вложат в ОЭЗ не менее $5 млрд. Приоритетными сферами должны стать туризм, сельское хозяйство и транспорт (морские порты).
Мнения экспертов относительно перспектив крымской ОЭЗ разошлись. "Нужно учитывать состояние местной экономики, — говорит профессор ВШЭ Александр Ходачек. — Режим ОЭЗ позволит подтянуть налогооблагаемую базу. Местным компаниям, особенно государственным, нужен переходный период. Если они в нынешнем своем состоянии сразу попадут в нашу налоговую систему, это будет довольно печальный опыт".
В то же время многие бизнесмены относятся к проектам создания ОЭЗ силами российских чиновников скептически. "Я не знаю ни одного успешного примера ОЭЗ в России, — говорит управляющий партнер "Теоремы" Игорь Водопьянов. — Боюсь, что и эта будет столь же "успешна". К сожалению, у нас особый путь".
Решение о создании крымской ОЭЗ в чистом виде политическое, констатирует политолог Александр Конфисахор: "Кремль использует все ресурсы, чтобы добиться там успеха. Мы должны доказать, во–первых, крымчанам и, во–вторых, украинцам, что решение Крыма о вхождении в РФ было правильным. Создать в хорошем смысле этого слова витрину российской действительности. Если это не получится, удар по имиджу будет чувствительным".
Неясно, почему крымский опыт должен оказаться успешнее калининградского, резюмируют эксперты. Вероятнее всего, сверхинтереса у бизнеса этот проект не вызовет. Но в современной России эта проблема решаема: возместят госвложениями. Российским компаниям уже дана неофициальная рекомендация поменьше сотрудничать с континентальной Украиной и побольше — с Крымом. Вложения в Крым госкомпаний будут добровольно–принудительными. За новостями о госкорпорации "Крым" следует следить внимательнее, чем за новостями об ОЭЗ.