Проект закона об общественном контроле, о котором Владимир Путин говорил в послании, внесен в Госдуму. Проверять можно будет только органы власти, а, например, выборы — нет. Изначально контролировать собирались даже частные предприятия.
Еще в сентябре прошлого года, после очередного заседания Совета по правам человека при президенте Владимир Путин поручил разработать закон об общественном контроле к 1 марта. В декабре, выступая с посланием Федеральному собранию, Путин еще раз заявил о необходимости такого контроля. И вот Кремль внес документ в Госдуму.
Общественный контроль, по замыслу авторов из администрации президента и СПЧ, должен развивать гражданское самосознание, повышать доверие граждан к государству, а заодно и прозрачность власти и защищать права и свободы как людей, так и некоммерческих организаций.
"Субъекты общественного контроля", то есть проверяющие, получат довольно много возможностей. Они, во-первых, должны будут быть самостоятельными от органов власти, смогут запрашивать почти любую информацию, за исключением секретной, посещать органы власти, а по итогам готовить отчеты и передавать их в прокуратуру, а также обращаться в суд в защиту прав неопределенного круга лиц, проводить проверки, мониторинг и экспертизы. Чиновники должны будут учесть замечания из отчетов.
Правда, у них есть и ограничения. Отдельно прописано, что на выборы и референдумы общественный контроль не распространяется. В свою очередь, политические партии не могут вмешиваться в процесс контроля. Также контролеры обязаны будут "не создавать препятствий законной деятельности" органов власти и соблюдать установленные законом ограничения. Интересно, что порядок контроля за деятельностью силовых органов будет установлен отдельными федеральными законами.
Главным вопросом был — кто, собственно, сможет стать контролером. А ими станет система общественных палат и советов: то есть Общественная палата РФ, палаты субъектов РФ, а также общественные советы при органах исполнительной власти. Допустим, в Петербурге Общественная палата была создана простым переименованием Общественного совета при губернаторе, состав которой утверждает, соответственно, губернатор. Впрочем, законопроект предполагает, что в целом советы при органах власти будут составляться по итогам конкурса, проводимого ОП РФ.
Согласно документу, для контроля могут также создаваться общественные комиссии, инспекции, группы контроля и так далее. Но как и кем они будут создаваться, конкретно не указано. Это должно быть описано в отдельных законах, как федеральных, так и региональных — равно как и порядок организации и проведения общественной проверки.
Такая размытость при подходе к самым конкретным вопросам и передача их на усмотрение депутатов заставляет предположить, что создание "субъектов контроля" может быть обставлено усложняющими условиями. Член СПЧ Наталия Евдокимова, участвовавшая в обсуждениях законопроекта, говорит, что конкретизация подзаконными актами — это общепринятая в законодательстве практика, но именно в данном случае, возможно, имело бы смысл хотя бы приблизительно описать принципы создания общественных комиссий.
Путинский "рамочный" законопроект содержит в себе опасности с обоих сторон. С одной стороны, может получиться так, что к общественным комиссиям подпустят только проверенных лояльных людей. С другой — в документе, например, нет никаких ограничений по количеству одновременных проверок, то есть теоретически можно создать сто комиссий и просто парализовать работу какого-нибудь комитета запросами и проверками.
"Во время обсуждения из законопроекта вычищалось очень многое, — рассказывает Наталия Евдокимова. — Изначально идея состояла в том, чтобы контролировать можно было и все предприятия любой формы собственности, и коммерческие, и государственные. Для экологов это, например, было важно, чтобы контролировать предприятия, загрязняющие природу. Но в результате остались только органы власти". Впрочем, считает Евдокимова, принимать закон все равно надо, так как "это в любом случае шаг вперед", но затем его нужно дополнять и переписывать. С другой стороны, общественные проверки для бизнеса тоже вещь двусмысленная — такая практика могла бы фактически узаконить вымогательство у предпринимателей со стороны недобросовестных людей.