"Деловой Петербург". В объезд Украины

Автор фото: Волков Павел
Украина. Симферополь

 Ситуация неопределенности на Украине ставит под сомнение выполнение контрактов, а логистов и транспортников вынуждает искать пути объезда, опасается гендиректор ЗАО "Русский Логистический провайдер" Руслан Кисс

Пока еще по инерции российские и украинские предприниматели строят свои отношения без политической окраски, но резкая смена тона взаимоотношений России и Украины на самом высоком уровне вынуждает бизнесменов учитывать вновь возникшие риски и искать способы их минимизации.
Ситуация неопределенности на Украине ставит под сомнение выполнение контрактов, а логистов и транспортников вынуждает искать пути объезда. В минувшие выходные в ответ на ввод российских войск в Крым украинские власти поставили вопрос о закрытии границы с РФ или ужесточении условий ее пересечения.
А между тем через Украину проходит весьма существенный поток грузов между Европой и Россией — как через порты, так и автомобильным транспортом. Даже если границу и не закроют, то с учетом возникших на дорогах Украины блок–постов и персонажей на этих постах ради сохранности грузов и безопасности водителей стоит все же объезжать мятежную территорию.
Оптимизма не добавляет и тот факт, что дирижирует политическим оркестром сейчас блок Юлии Тимошенко "Батькивщина". В эпоху своего премьерства в 2005 году неординарная Юлия Владимировна энергично экспериментировала со способами обложения данью международного транзита. Так, весной 2005 года украинская таможня начала требовать финансовые гарантии провоза через территорию Украины товаров, идущих в Россию и / или через нее в страны Азии. При въезде на Украину перевозчик обязан был обеспечить финансовые гарантии того, что груз не останется в стране. Для этого требовалось внести на приграничной таможне залог — от $10 тыс. до $30 тыс. При выезде с территории Украины, когда таможня убеждалась, что товар вывозится, залог возвращался.
Вроде бы ничего особенного, но украинская таможня принимала залог только в долларах и евро, а возвращала исключительно в гривнах по курсу на день возврата. В результате не прошло и месяца, как транзитный поток иссяк.
Кабинет министров Тимошенко признал этот эксперимент неудачным и начал новый: при оформлении транзита из порта Одесса товаров народного потребления, которые в основном тогда шли на московский Черкизон, украинская таможня предложила участникам внешнеэкономической деятельности особую услугу по переоформлению грузов — за определенную плату одежда, обувь при выезде из одесского порта в документах превращались в строительные товары (керамическую плитку, кирпич и т. п.). Эти товары при ввозе в Россию облагались меньшими пошлинами.
Транзит контрабандных потоков расцвел, однако жизнь так устроена, что нет худа без добра, и раз на Украине прибыло контрабанды и убыло легального транзита, то где–то должны были произойти такие же перемены — но в обратной пропорции. Происходили они в Белоруссии: легальный транзит рос, а контрабандные потоки уменьшались.
Сегодня ситуация 2005 года повторяется, преимущества транспортного коридора Восток — Запад (транзит через Украину между регионами Балтийского и Черного морей) тают на глазах. Надежнее и безопаснее сегодня идти с Востока на Запад через Россию и Белоруссию. Белоруссия уже не та, что раньше, все очень изменилось в лучшую для бизнеса сторону.