"Деловой Петербург". Япония как вдохновение для стартапа

Автор фото: Roman Knertser
Автор толстовок UniFashion с названиями вузов Семен Кибало

Охотник за стартапами и предприниматель Семен Кибало - о том, чему российскому бизнесу стоит поучиться у японцев.

Япония — самая комфортная для жизни и бизнеса страна из 30, в которых я уже успел побывать, охотясь за идеями для стартапов. Почему? Как мне рассказывал русский предприниматель Эдуард, который живет в Японии уже 20 лет, здесь как минимум понятно, куда и с чем идти для старта компании. Нет бюрократической рулетки, как в России. Кроме того, в Японии высокий уровень жизни, именно поэтому люди готовы покупать дорогие товары. В то же самое время японцы не зациклены на деньгах: у глав компаний может быть простой телефон, а его жена может ездить на работу на велосипеде.
В бизнесе японцы не говорят категоричное нет, не опаздывают и не любят торговаться. Конфликтов японские предприниматели избегают: если был прокол со стороны партнеров, японцы извиняются за чужую ошибку и просто прекращают сотрудничество. В японских компаниях и крайне редко увольняют сотрудников — потому, что японцы очень трудолюбивы. Основу делового этикета Японии составляет кодекс бусидо (путь воина). Еще задолго до первой работы в семье закладываются жесткие принципы иерархии общества. В стране очень низкий уровень криминала, поэтому иногда даже визитная карточка может стать вашим удостоверением. Поэтому к созданию визитки и обмену ими японцы относятся очень внимательно.
Переговоры по–японски называются "нэмаваси", что можно перевести как предварительная подготовка для принятия решения. На основных переговорах японцы ведут себя дружелюбно, постоянно кивая головой. Это знак не согласия, а лишь того, что они понимают.
Здесь мне пришла в голову идея открыть в России ресторан, где подавали бы окономияки и онигири. Окономияки — это лепешка из лапши, овощей, морепродуктов и мяса, которую вы дожариваете непосредственно на горячем противне, встроенном в каждый стол. Онигири — это треугольные суши из листа водорослей, риса и какой–либо начинки, например тунца. За 30 рублей можно вкусно и полезно перекусить.
Идея для сезонного "студенческого стартапа" — лед в пластиковых стаканах. На полках японских гипермаркетов продаются прозрачные пластиковые стаканы со льдом, запечатанные вакуумной пленкой. Такой товар стоит всего 30 рублей, но сколько удовольствия вы получите, залив в него ваш напиток в жаркий летний день!
Сила Японии — в деталях. Здесь потрясающий ассортимент (представьте огромный отдел с тысячей наушников) и безукоризненный сервис. Японцы берут кредитную карту двумя руками, ежесекундно повторяя слова благодарности, и улыбаются. Покупатель для них — господин.