"Деловой Петербург". Регионы начали конкурировать

Автор фото: Свистунова Валентина
Российская Федерация. Санкт-Петербург.Олег Панкратов.

Олег Панкратов, руководитель департамента финансирования инфраструктуры "ВТБ Капитал", о реконструкции аэропорта Пулково, начале строительства центрального участка Западного скоростного диаметра и перспективах новых конкурсов государственно–частного партнерства в Петербурге.

" ВТБ Капитал " участвует в консорциуме " Воздушные ворота Северной столицы ", который занимается реконструкцией аэропорта Пулково . Ввод первой очереди нового терминала намечен на конец 2013 года. Удастся ли сдать объект в срок?
— На сегодняшний день у нас нет сомнений в том, что проект удастся завершить в конце этого года. Мы запустим новый терминал и затем начнем реконструкцию старого, которая планируется в течение 6 месяцев. Пока мы полностью довольны тем, как развивается проект.
Куратор проекта со стороны Смольного вице–губернатор Сергей Вязалов резко критиковал менеджмент ВВСС из–за качества обслуживания пассажиров. Такие упреки оправданны? Что сделано для исправления ситуации?
— Да, действительно, мы подверглись такой критике в прошлом году. Комплексную реконструкцию Пулково следовало начать не 3 года назад, когда мы к ней приступили, а 7 – 10 лет назад. Потребность в этом сформировалась достаточно давно.
Мы сделали определенные выводы, сделали пристройку к терминалу Пулково–2, выявили самые узкие места и постарались их по возможности расширить. Например, увеличить количество кабинок для паспортного контроля. К сожалению, фундаментальных возможностей по улучшению ситуации в старых терминалах нет.
Как, по вашим прогнозам, будет расти трафик Пулково после запуска нового терминала?
— Рост трафика уже превзошел наши самые смелые прогнозы: на сегодняшний день Пулково обслуживает 11 млн пассажиров год, в прошлом году пассажиропоток вырос на 18%. Это очень серьезный результат, ведь трафик в Европе почти не растет, а трафик практически всех аэропортов России увеличивается.
Мы планируем, что уже в первый год работы терминала будем обслуживать 12 –13 млн пассажиров, и уже сейчас начинаем задумываться о втором этапе проекта. Он запланирован на 2017 год, но, возможно, начнется раньше. Мы уже сейчас думаем о проектировании, возможно, придется расширять терминал.
Губернатор Георгий Полтавченко очень критически относится к проекту " Аэроэкспресс ". Недавно он заявил, что городской бюджет не будет участвовать в реализации этого проекта. В Смольном готовы поддержать запуск "Аэроэкспресса" только в том случае, если он будет финансироваться за счет федерального бюджета и средств инвесторов. Приоритетом объявлено строительство ветки метро до Пулково. Ваше отношение к этому?
— "Аэроэкспресс" хорошо себя зарекомендовал в Москве, это быстрый и удобный трансфер. К его недостаткам относится то, что он не решает других городских транспортных проблем. Метро имеет колоссальное преимущество с точки зрения удобства, из любой точки города можно доехать до аэропорта, чего аэроэкспресс обеспечить не может. Главным недостатком строительства ветки метро до Пулково является его стоимость. Вопрос, какой способ доставки пассажиров в аэропорт избрать, лучше решать правительству Петербурга. "ВТБ Капитал" как крупный акционер консорциума ВВСС заинтересован в принятии любого решения.
Когда городским властям нужно определиться с выбором проекта и начать его реализацию, чтобы не создавать проблемы для аэропорта?
— Мы не предвидим транспортного коллапса с открытием нового терминала. Сейчас есть автобусное сообщение, маршрутные такси, на машине тоже можно доехать. Со вводом нового терминала появятся новые парковки.
При участии "ВТБ Капитал" реализуется и другой крупный проект — Западный скоростной диаметр. Строительство центрального участка ЗСД началось в марте 2013 года и по соглашению с городом должно завершиться спустя 36 месяцев. На какой стадии проект сейчас?
— Полномасштабное строительство идет по всей длине центрального участка, на В.О. уже производится отсыпка песка, по которому пройдет дорога. Со стороны севера мы уже начали возводить опоры, со стороны Морского порта начат перенос коммуникаций. Строится временная эстакада через реку, скоро вокруг нее начнут сооружение временных технологических платформ.
Во время проектирования выяснились детали, которые могут повлиять на сроки?
— У нас нет никаких оснований не справиться с тем сроком, который указан в соглашении. Работы идут по графику.
В "ВТБ Капитал" следят за тем, как ведется взимание платы за проезд на южном участке ЗСД ?
— Наш консорциум пока не приступил к эксплуатации, мы ждем ввода северного участка и запуска платного проезда по нему. Приемка произойдет в удобный для обеих сторон момент. Платная эксплуатация идет по югу ЗСД уже 2 года, сейчас трафик составляет около 65 – 66 тыс. машин в день. Это хороший результат, проект развивается с опережением, мы ожидали 40 –45 тыс. машин в день в 2013 году. Ситуаций, когда люди отказываются платить, очень мало. За 2 года было примерно 200 отказников. Мы считаем, что платная эксплуатация введена успешно. Дорога востребована.
В середине июня "Росавтодор" объявил конкурс на строительство участка платной магистрали Москва — Петербург. "ВТБ Капитал" будет участвовать в этом тендере?
— 17 июня был объявлен конкурс по первому этапу. В сентябре будет переквалификация. Мы, безусловно, заинтересованы в участии в этом проекте.
Недавно в Смольном заявили о новом проекте ГЧП — планируется привлечь более 100 млрд рублей на модернизацию сетей ГУП  "Водоканал" . Подразумевается, что инвестор сможет вернуть вложенные средства за счет тарифов. Заинтересует ли такой проект "ВТБ Капитал"?
— Не так давно в Смольном проводили презентацию проекта для ключевых инвесторов. Это интересный, очень сложный, но абсолютно жизнеспособный проект. В нашей стране ГЧП начиналось с транспортных проектов. Но мировая практика ГЧП говорит о том, что такие проекты востребованы и успешны и в области образования, здравоохранения и инфраструктуры ЖКХ.
Однако первый проект такого рода — "Невская вода" по реконструкции Северной водопроводной станции на основе ГЧП не состоялся. Почему вы думаете, что новый конкурс будет успешнее?
— Мы не участвовали в том конкурсе, так как занимались подготовкой к финансовому закрытию ЗСД. Совмещать не стали. Наверное, правильно, что правительство Петербурга признало несостоявшимся конкурс при наличии только одной заявки. Сейчас этот проект переформатирован и расширен. Думаю, что он может вызвать интерес.
Какие перспективы у ГЧП вы видите?
— Долгое время Петербург был лидером в России по привлечению инвестиций в крупные инфраструктурные проекты. Сейчас ситуация меняется, министр транспорта Максим Соколов (кстати, выходец из Петербурга) запустил программу ГЧП по строительству дорог — как бесплатных, так и платных. Можно сказать однозначно — это очень перспективная программа.
РЖД запускают проект высокоскоростных магистралей, которые с большой долей вероятности будут реализовываться по схеме ГЧП.
Сразу несколько регионов заявляют ГЧП–проекты по строительству мостов и дорог. У нас появляется выбор, мы можем выбирать наиболее подготовленные и проработанные проекты. Появляется реальная конкуренция: каждому региону, в том числе и Петербургу, придется доказывать свою инвестиционную привлекательность.
 
 

Биография

Олег Панкратов

> Окончил механико–математический факультет МГУ, получил степень MBA в бизнес–школе IMD (Лозанна, Швейцария).
> Работал управляющим директором в Merrill Lynch, главой департамента инфраструктурного финансирования (Европа) в ABN AMRO и др.
> В "ВТБ Капитал" с 2007 года — соруководитель департамента инвестиционно–банковской деятельности на глобальных рынках, глава управления финансирования инфраструктуры.

 
 

 
 

О компании

"ВТБ Капитал"

> Инвестиционный бизнес международной финансовой группы "ВТБ".
> С момента создания в 2008 году "ВТБ Капитал" принял участие более чем в 420 сделках на рынках долгового и акционерного капитала, что позволило привлечь в экономику России и стран СНГ инвестиции на сумму свыше $179,8 млрд.
> Управление финансирования инфраструктуры "ВТБ Капитал" выступило консультантом более чем по 20 проектам, включая проект модернизации Пулково.