Навальный считает свои и чужие деньги

В продолжающейся позиционной войне на выборах мэра Москвы Алексей Навальный обвинил Сергея Собянина в приобретении сверхдорогой квартиры для дочери. А сам в свою очередь увернулся от проверки законности финансирования его кампании.

Кандидат в мэры Москвы Алексей Навальный обнаружил, что у его оппонента Сергея Собянина есть подозрительная квартира в 308 кв.м. Точнее, квартира у дочери и.о. мэра, но дочь несовершеннолетняя, и вряд ли сама купила шикарные апартаменты в доме рядом со зданием правительства РФ стоимостью 5,27 млн долларов. Официальный доход Собянина и его жены за последние 10 лет, по подсчетам оппозиционера, не превышал 27 млн рублей.
По этому поводу Навальный направил запрос в прокуратуру с просьбой проверить законность покупки квартиры или ее получения с последующей приватизацией. По одной из его версий, жилье было получено в качестве служебного при переезде Собянина из Тюмени в Москву, а затем "хитрым образом приватизировано". Похоже на то: пресс-секретарь управделами президента РФ Виктор Хреков сказал "Ведомостям", что в этом доме госслужащим выделялось жилье по соцнайму, а "каждый человек имеет право один раз воспользоваться своим правом на приватизацию и оформить жилье в собственность".
Шумиха с квартирой должна помочь отвлечь внимание от атаки, которую накануне пережил сам Навальный. Лидер ЛДПР Владимир Жириновский и поддержавший его единоросс Сергей Неверов обратили внимание на метод перечисления средств на избирательную кампанию Алексея Навального через "Яндекс-кошельки": как заявил Жириновский, это не позволяет выяснить, откуда поступают деньги.
Лидер ЛДПР в российской политике играет роль застрельщика. Его эскапады нередко становятся отправной точкой для разбирательств с интересными последствиями. Например, после того, как Жириновский вдруг заявил, что Илье Пономареву в "Сколково" платили слишком большие деньги за сомнительные лекции, в "Сколково" пришли с обысками, а итогом стало увольнение из правительства Владислава Суркова. Поэтому, когда Жириновский обещает, что обратится в Генпрокуратуру по поводу финансирования кампании Навального, за этим стоит последить.
Пока все ограничивается отеческими внушениями. В Центризбиркоме сказали, что действительно, офшорные схемы использовать недопустимо. А в Мосгоризбиркоме не стали спорить, но заявили, что проверок проводить не станут. По элементарной причине — не поступало формальных жалоб. Ни от "Единой России", ни от ЛДПР.
В штабе Навального объяснили, что механизм у них такой: сотрудники штаба Владимир Ашурков, Николай Ляскин, Константин Янкаускас и Алексей Бескоровайный внесли на счет кандидата по миллиону рублей, а сбор через "Яндекс-кошелек" — просто компенсация им. Объяснение, скажем так, не исчерпывающее, потому что 29 июля Навальный написал, что на избирательную кампанию собрано 12 млн рублей, то есть уже втрое больше. А сейчас собрано уже 35 млн. Плюс некоторые наблюдатели вроде Максима Кононенко обращали внимание, что если посмотреть на яндекс-аудит, то видно — периодически на счет кошелька через одну и ту же платежную систему за несколько минут поступают крупные платежи, разбитые на равные доли.
Навальный в свою защиту говорит, что у "Единой России" и Собянина механизм сбора пожертвований и вовсе непрозрачный, точно такой же двухступенчатый, и тоже не позволяет выяснить, кто именно дает деньги. Справедливо, между прочим, говорит. Его метод не более непрозрачный. Но и не менее.
Реакция избиркома заставляет задуматься. Любой человек, который следит за выборами, знает, что и куда меньших нарушений может быть достаточно для проверок. И именно так обычно отказывают в претензиях оппозиционерам на провластных кандидатов — мол, нет жалобы, нет и повода для проверки. И ведь никто эту жалобу не подает. И на то, что на знаменитых баннерах Навального действительно нет никаких данных об оплате из избирательного фонда, тоже не подает. Скажем, перед последними выборами в петербургский ЗакС "Единая Россия" завесила весь город плакатами "Выбери Петербург" тоже без всяких данных, и это было частью тизерной рекламы, но никто никаких проверок не проводил. Впрочем, не для того Навального тащили на выборы, чтобы его с них снимать.
Генпрокуратура, наверное, начнет проверку, если Жириновский, конечно, и правда напишет заявление, но тянуть с результатами проверки будет долго. Установить через банки, кто конкретно перечислял деньги, для спецслужб несложно. И это будет дополнительным крючком для Навального, чтобы в любой момент его можно было снять с выборов или аннулировать результаты. Выборы у нас, видимо, так устроены, что без хитрых схем участвовать в них невозможно.