Кингисепп без розлива

Автор фото: Trend/Евгений Иванов
Россия, Санкт-Петербург. Похороны Мс Вспышкина на Смоленском православном кладбище

Завод обанкротившейся "Веды" в Кингисеппе, перешедший в 2011 году за долги Сбербанку и структурам, близким к ФГУП "Росспиртпром", снова продается. Его новый владелец за 2 года так и не смог наладить производство.

Компания ООО "Премиум спиритс" приобрела завод обанкротившегося холдинга "Веда" в Кингисеппе в 2011 году, заплатив за него 269,3 млн рублей. Как сообщил источник в компании, в рамках банкротных процедур Сбербанк, основной кредитор "Веды", провел операцию по получению ее активов: банк вошел 75% долей в уставном капитале ООО "Премиум спиритс", за это компания получила завод в Кингисеппе.
Теперь Сбербанк на продажу выставляет 75% долей в ООО, а также право требования по договорам займа и кредитному договору более чем на 350 млн рублей. Организатор торгов — Российский аукционный дом, там сообщили, что аукцион состоится в июле.
По данным СПАРК, остальные доли в "Премиум спиритс" принадлежат компании "Премиум сервис" (24,98%), а также гендиректору "Премиум спиритс" Дмитрию Раутбарту (0,02%), который до этого был вице-президентом Торгово-промышленной группы "Кристалл" (ныне — "Русское белое золото", владелец которого — экс-гендиректор ФГУП "Росспиртпром" Сергей Зивенко). В "Премиум сервис" Дмитрий Раутбарт также владеет 13,3% долей, еще 60,1% у Елены Пинчевской, по 13,3% у Александра Мусова и Александра Иванова.

Без розлива

В 2011–2012 годах Дмитрий Раутбарт заявлял, что намерен вместе с партнерами выкупить долю Сбербанка и наладить в Кингисеппе производство водки под марками "Ратная", "Благословенная", "Ямщик" и "Холодный огонь", которые до этого разливались по контрактам на калужском заводе "Кристалл" и других предприятиях ("Кристалл" уже 2 года ничего не производит, сейчас Следственный комитет РФ ведет уголовное дело по факту его преднамеренного банкротства). Своей производственной базы у "Премиум спиритс" не было. Мощность бывшего завода "Веды" составляет 12 млн дал в год (240 млн бутылок).
В прошлом году "Премиум спиритс" получила лицензию на производство алкоголя, срок ее действия истекает в 2017 году.
Связаться с Дмитрием Раутбартом не удалось.
Гендиректор аналитического центра "ЦИФРРА" Вадим Дробиз отмечает: "Собственник завода не смог привлечь никого на контрактный розлив, хотя заявлял, что ведет такие переговоры с рядом владельцев торговых марок. В частности, с украинской компанией Nemiroff. Немалую роль в этом сыграло то, что Ленобласть отказалась субсидировать производителей алкоголя по примеру некоторых других регионов. В результате завод в Кингисеппе не получил конкурентных преимуществ перед предприятиями из других регионов, которые перехватили заказы", — говорит Вадим Дробиз.
Председатель правления Союза производителей алкогольной продукции Дмитрий Добров считает, что вряд ли будет много претендентов на покупку: "Это очень специфический актив: крупное предприятие с очень хорошим оборудованием. Трудно сказать, кого может заинтересовать этот лот". Для современных участников рынка становится важнее иметь не столько свою производственную базу, сколько бренды и каналы дистрибуции, так как активно развивается контрактный розлив на сторонних предприятиях, добавляет Дмитрий Добров.
Алкогольным заводам становится все труднее выживать, многие закрываются, не имея возможности загрузить мощности. Например, на месте московских заводов шампанских вин "Корнет", коньячного "КиН" и Московского межреспубликанского винодельческого завода (входят в состав "Объединенной компании", купленной в январе ВТБ) построят жилые и коммерческие объекты.

Неудачный год

Покупка завода "Веды" пришлась на период укрупнения отрасли производства алкоголя: с 2011 года в России стало вдвое меньше производителей, дистрибуторов и импортеров. Сейчас в результате государственной политики происходит сокращение розницы, где может продаваться алкоголь. В начале 2013 года в стране действовало около 300 тыс. магазинов, торговавших алкогольной продукцией, к концу года их останется 200 тыс. Плюс полный запрет на продажу спиртного в киосках.
В итоге государственной антиалкогольной кампании падает производство водки: по итогам этого года ожидается в целом выпуск 75 млн дал против 95,1 млн дал в 2010 году. Так что сейчас не самое удачное время для приобретения алкогольных активов.