"Деловой Петербург". Пан или пропан: зачем переходить на газовое топливо?

Автор фото: Евгений Асмолов

 Директор по региональным продажам "Газпром нефти" - о газовых АЗС

Очевидно, что 2013 год становится ключевым для развития рынка газомоторного топлива, потому что этот вопрос вышел на государственный уровень. У газового топлива очевидные экологические и экономические преимущества. Кроме того, перевод транспорта на газ уже стал трендом более чем в 80 странах мира. Есть два вида газомоторного топлива — компримированный природный газ (КПГ, он больше известен как метан) и сжиженный углеводородный газ (СУГ, или пропан–бутан). КПГ — более безопасное и экологичное топливо, чем пропан–бутан.
Однако СУГ пока более распространен в мире, так как существует развитая инфраструктура для заправки и переоборудования автомобилей. При этом эксперты сходятся в том, что в среднесрочной перспективе у компримированного газа больше перспектив. Наиболее развит рынок КПГ в странах Южной Америки и Южной Азии. Среди европейских лидеров — Италия, быстро развивается рынок Германии. В числе мировых лидеров также Пакистан, Иран, Аргентина, Бразилия, Индия. В Германии, США и Китае существуют государственные программы по строительству газовых АЗС и постепенному переводу транспорта на этот вид топлива.
Перевод транспорта на газ существенно улучшит экологическую ситуацию в городах, так как в выхлопных газах автомобиля, работающего на газе, содержится примерно в 5 раз меньше вредных веществ, чем в выхлопе автомобиля с бензиновым двигателем. Кроме того, более низкая цена газа позволит автомобилистам существенно экономить — в среднем около 40% от всех расходов на топливо.
Сейчас через сеть автозаправок под брендом "Газпром нефть" сжиженный углеводородный газ реализуется в Центральном федеральном округе, на Урале, в Сибири, на Северо–Западе и юге России. Всего в стране работают 89 наших АЗС, где автомобили могут заправиться газом. Мы считаем наиболее перспективным форматом многотопливные автозаправочные комплексы (МАЗК), где предоставляются услуги по заправке традиционными видами топлива (бензин, дизельное топливо), а также газом — сжиженным и компримированным.
Первый МАЗК "Газпром нефть" открылся в Санкт–Петербурге на Пулковском шоссе в декабре прошлого года. Сейчас среднесуточная реализация газомоторного топлива на этом комплексе составляет порядка 10% от общей прокачки МАЗК. Инвестиции в создание многотопливного автозаправочного комплекса на 30% выше, чем в строительство обычной АЗС.
В ближайшие годы мы планируем открыть несколько МАЗК в Центральном и Северо–Западном регионах, в том числе вдоль федеральных трасс М10 (Москва — Петербург) и М1 ("Беларусь"). Моделей автомобилей, работающих на газе (СУГ и КПГ), выпускается довольно много — около 180 марок (легковые, грузовые и пассажирский транспорт). Оптимальный вариант — покупка машины, изначально построенной для использования газа. Хотя можно и установить на уже имеющуюся машину газобаллонное оборудование. При этом автовладелец получает дополнительный бонус: машина становится битопливной, то есть может ездить и на жидком топливе, и на газовом.