Цемент упаковали недорого

Спрос на тарированный цемент в апреле резко вырос в связи с началом дачного сезона, но к росту цен это пока не привело.

С каждым годом рынок тарированного цемента растет вслед за ростом строительного рынка, прежде всего загородного и малоэтажного строительства. Также цемент, упакованный в тару, приобретают частные потребители и строительные компании для штукатурных и кладочных работ.

Рынок растет

Сейчас на тарированный цемент приходится не более 10% от общего объема рынка цемента. По оценкам консалтинговой группы "Решение", емкость регионального рынка этого вида цемента и цементно–песчаных смесей в 2012 г. составила от 500 тыс. до 700 тыс. т. Средний рост темпов потребления цемента в мешках в регионе специалисты оценивают в 4%.
По оценке Виктора Адамова, исполнительного директора СТД "Петрович", самым крупным производителем тарированного цемента в СЗФО является ЛСР (занимает около 50% этого сегмента), 15% приходится на "Евроцемент", а 35% занимают небольшие производители, которые занимаются не производством, а расфасовкой цемента в мешки.

Цены ниже

Цены на цемент в таре зависят от цен навального цемента. "С начала этого года цена на цемент навалом практически не изменилась, в среднем рост составил около 2%, что близко к уровню инфляции", — отмечает Александр Батушанский, управляющий партнер консалтинговой группы "Решение".
На сегодня цены на тарированный цемент в строительных магазинах остаются на том же уровне, что и последние несколько месяцев. Средняя цена за мешок весом 50 кг варьируется, по данным управляющей петербургским филиалом ЗАО "Евроцемент груп" Ольги Черненко, от 170 до 230 рублей в зависимости от условий доставки.
Коммерческий директор "ЛСР–цемент" Сергей Неродный отмечает, что за 180 рублей можно купить цемент от неизвестного производителя, расфасованный в "безымянные" мешки, без указания данных производителя, состава и других качественных характеристик. "В таких упаковках в разгар дачного сезона активно продается цемент так называемых серых фасовок, купленный навалом у заводов–производителей, — рассказывает он. — Такие компании открываются в разгар строительного сезона и закрываются с его окончанием".
При этом сам производитель активно конкурирует на этом рынке, также снижая цены. "Мощностей ЛСР сейчас хватает, чтобы покрыть потребности всего Петербурга в тарированном цементе, — замечает Виктор Адамов. — Следовательно, компания старается расширяться за счет снижения цены на эту продукцию". По его словам, сейчас компания проводит акцию, по которой тонна тарированного цемента стоит дешевле, чем тонна навального. "На первый взгляд, ситуация странная, но стратегически она может очень укрепить позиции группы "ЛСР" как производителя тарированного цемента", — говорит Виктор Адамов.

Сезонный спрос

Рынок тарированного цемента находится под влиянием многих факторов: цена, сезонность, динамика развития коттеджного строительства и др. По оценкам Сергея Неродного, около 70% продаж цемента в мешках приходится на май–сентябрь.
Например, прирост отгрузок тарированного цемента на заводе "ЛСР–цемент" в апреле по отношению к марту текущего года составил более 300%. В июне–июле, когда спрос на цемент достигнет пиковых показателей, можно ожидать увеличения цены за мешок на 10 – 12%.
"Для тарированного цемента средняя покупаемая партия значительно меньше, зато намного выше доля частных потребителей, — рассказывает Ольга Черненко, — а каналы продаж могут быть задействованы разные". По оценкам ЗАО "Решение", в розницу продается около 50% тарированного цемента, остальное — через прямые продажи и поставки от производителей–фасовщиков.