Парковки ищут места в центре

Городские чиновники продолжают биться над решением проблемы дефицита парковочных мест, которая наиболее остро ощущается в центральной части Петербурга.

Проблемой парковочного пространства на уровне градостроительной политики власти города последние годы в должной мере не занимались, считает Кирилл Иванов, директор НП "РОССО–ДОРМОСТ". "Власти строили новые микрорайоны, не обременяя застройщика необходимостью создания достаточного количества парковок. Разрешали строить и перепрофилировать здания в центре города под бизнес и торговые центры, не давая обременения, например, по выкупу соседних зданий под устройство паркингов для тех, кто там работает, и посетителей", — поясняет Кирилл Иванов. В итоге в центре города лишь немногие торговые комплексы оснащены парковками, среди них, например, "Галерея", "Невский Центр", "Сенная". "Это, конечно, частично решает проблему парковки на этих территориях, но в целом вопрос все еще стоит довольно остро", — убеждена Екатерина Лапина, директор департамента коммерческой недвижимости АРИН. Стоимость парковочных мест здесь составляет 50–100 рублей в час. Есть и уникальные предложения, например, в "Галерее" существует возможность купить парковочный абонемент.

В поисках решения

Создание новых парковочных мест в Петербурге последние годы было связано с организацией сети перехватывающих автостоянок, задачей которых является разгрузка транспортной системы мегаполиса. С 2007 г. в городе, преимущественно в спальных районах, было запущено девять таких стоянок, одновременно готовых принять 1260 автомобилей. Но это очень малый вклад в решение проблемы, учитывая ежедневный трафик машин, который, по данным НП "РОССО–ДОРМОСТ", составляет 2,4 млн автомобилей (800 тыс. из них направляются в центр города).
Конечно, попытки решить парковочную проблему комплексно предпринимались неоднократно. "Ряду крупных инвестиционно–строительных компаний выдавались права на разработку проектов строительства подземных паркингов в исторической части города, — рассказывает Александр Ваничев, коммерческий директор группы компаний "Мегаполис XXI век". — Однако сложные геологические условия, наличие огромного количества подземных коммуникаций, близость исторических памятников делали эти проекты крайне невыгодными экономически, стоимость одного машино–места для конечного покупателя, по предварительным оценкам, доходила бы до нескольких миллионов рублей". В 2010 г. была разработана самая масштабная программа строительства паркингов: в 16 районах города, в том числе центральных, предполагалось строительство 462 паркингов на 500 тыс. машино–мест. Однако программу отправили на доработку, а впоследствии и вовсе заморозили.
В 2012 г. городские власти предприняли очередную попытку разработки программы строительства паркингов. На сей раз паркинги предложили делать механизированными и прятать их за исторические фасады зданий. "Изначально при разработке программы рассматривали 180 зданий, однако впоследствии список адресов сузился до 30 со сроком реализации проектов до 2020 г.", — уточняет Александр Ваничев. Периодически всплывает идея ограничения въезда автомобилистов в центр города, как вариант — сделать его платным. "Мне кажется, сейчас это не очень подходит нашему городу, ведь тогда автомобилистам, по логике вещей, необходимо будет предоставить альтернативу бесплатного въезда в центр", — считает Анна Косова, генеральный директор компании "ЛАТ". Идея платного въезда в центр, как и строительство подземных паркингов под площадями, Денису Давыдову, президенту совета СРО НП "Проектировщики Северо–Запада", кажутся пока утопичными: "Город сегодня на грани транспортного коллапса, перекрытие на текущий ремонт хотя бы одной центральной улицы моментально порождает пробки, и начало таких действий до глобального завершения хотя бы заявленных сегодня транспортных магистралей чревато крайне негативными последствиями".

Платный эксперимент

Возможно, все–таки чем–то конкретным завершится новый проект властей, которые планируют ввести платные парковки на дорогах общего пользования. Как сообщили в пресс–службе комитета по развитию транспортной инфраструктуры, в настоящее время создается рабочая группа во главе с вице–губернатором СПб Маратом Аганесяном, которая должна утвердить пилотную зону, где в 2014 г. будут организованы платные стоянки. Рабочая группа также определит, за чей счет (города или инвестора) будет реализован данный проект, и утвердит тарифную сетку. "Во всем цивилизованном мире давно отработан механизм платных парковок вдоль обочин, — замечает Денис Давыдов. — Единственное, нужно максимально исключить влияние человеческого фактора, устанавливая паркоматы. Это даст автомобилистам моральную уверенность в целевом перечислении оплаты".